пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

2 курс 2 семестр:
» Математика
2 курс 1 семестр:
» Математ
» Химия
» ИМХ
» Физика
1 семестр:
» хим
» Математика
» Физика
» Информатика

Химия в России в первые десятилетия XIX в. Зарождение Казанской школы химиков.

ХИМИЯ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ

XIX СТОЛЕТИЯ

ХИМИЯ В РОССИИ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XIX в.

В первые десятилетия XIX в. во многих странах Западной Европы наблюдался быстрый прогресс химии. В России в этот период химия делала лишь первые шаги. Главным направлением исследований была органическая химия.

Непосредственную причину такого положения следует искать прежде всего в том, что царское правительство считало развитие естествознания в стране не просто излишней роскошью, но вредным делом, ведущим к развитию свободомыслия и к подрыву устоев религиозных верований и самодержавия.

На рубеже XVIII и XIX вв. существовал единственный в стране Московский университет (основанный в 1755 г.). В начале XIX в. в связи с острой потребностью в подготовке образованных чиновников для государственного аппарата было открыто несколько новых университетов и других высших учебных заведений.

В Московском университете профессором химии был Ф. Рейсс (1778—1852) — доктор медицины, приват-доцент всеобщей медицинской химии Геттингенского университета. В 1812 г. лаборатория химии оказалась разрушенной, ее восстановили в 1820 г. Только в 1838 г. по инициативе профессора химии Р. Геймана в университете была построена и оборудована обширная по тем временам химическая лаборатория. После отставки его в 1854 г. профессор химии Н. Э. Лясковский (1816—1871), хотя и практиковался у Ю. Либиха в Гиссене, не внес каких-либо улучшений в преподавание и в исследовательскую работу. Начало систематических исследований по химии в Московском университете относится к 1873 г., когда кафедру химии занял В. В. Марков-ников.

В этот период следует отметить Ф. И. Гизе (1781—1821) — профессора Харьковского университета (1804—1814), перешедшего затем в Дерптский университет. Он опубликовал обстоятельный пятитомный курс химии «Всеобщая химия для учащих и учащихся» (1813—1817).

В Вильнюсском университете Енджей Снядецкий (1768— 1838) издал двухтомный учебник химии на польском языке (1800). Он занимался анализами уральской платины и сообщил в 1818 г. об открытии элемента вестия, представлявшего собой, возможно, нечистый рутений. Учениками Е. Снядецкого были Р. Г. Гейман и И. Фонберг.

В Дерптско-Юрьевском (Тартуском) университете первым профессором химии был А. И. Шерер (1771 —1824), получивший образование в Иенском университете. Он известен химико-аналитическими и химико-фармацевтическими исследованиями, а также как автор некоторых журналов, изданных на немецком языке. С 1804 г. А. Шерер работал в Петербурге и основал здесь Фармацевтическое общество. Преемником А. Шерера в Дерпте был Д. И. Гриндель (1776—1836), также окончивший Иенский университет. Таким образом, кафедрой химии в Дерпте руководили в начале XIX в. представители немецких школ. Эта традиция продолжалась и в дальнейшем. С 1823 по 1828 г. профессором химии здесь был Г. В. Озанн (1797—1866), известный своими исследованиями платиновых металлов, затем К. X. Гёбель

(1794—1851), занимавшийся главным образом вопросами технической химии. В дальнейшем кафедрой химии в Дерпте заведовал К- Э. Шмидт (1822—1894).

В Киевском университете с 1834 г. первым профессором химии был С. Ф. Зенкевич, не имевший достаточной подготовки для преподавания. С 1840 г. на его место был назначен И. М. Фонберг (1801 —1891), опубликовавший несколько исследований (на польском языке). После него непродолжительное время курс химии в университете вели Д. И. Абашев (1829— 1880) и И. А. Тютчев (1834—1893). А с 1864 г. в Киевском университете стал преподавать известный русский ученый П. П. Алексеев.

В Петербургском университете с 1838 г. начал свою деятельность один из выдающихся русских химиков — А. А. Воскресенский.
Александр Абрамович Воскресенский (1809—1880) по окончании Физико математического факультета Главного педагогического института был коман дирован за границу для усовершенствования своих знаний и работал у Ю. Либиха в Гиссене. В конце 1838 г. он вернулся в Петербург и был назначен адъюнктом университета. В следующем году он получил степень доктора за исследование «Рассуждение о хинной кислоте и открытом в ней новом теле-хиноиле». В 1843 г. А. А. Воскресенский стал профессором химии и занимал административные должности, с 1863 г. был ректором университета, а в следующем году его избрали членом-корреспондентом Академии наук.

А. А. Воскресенский воспитал целую плеяду русских химиков, среди них был Д. И. Менделеев, Н, Н. Бекетов, Н. Н. Соколов, А. Н. Энгельгардт, Н. А. Меншуткин, П. П. Алексеев, Л. Р. Шуляченко и др. Ученики называли его «дедушкой русской химии». Из-за недостатка преподавательских кадров в стране он преподавал химию в других учебных заведениях. В 1867 г.
его назначили попечителем Харьковского учебного округа. В 1875 г. А. А. Воскресенский вышел в отставку и последние годы жизни прожил на родине близ г. Торжка.

А. А. Воскресенскому принадлежит несколько крупных исследований. В Гиссене (у Ю. Либиха) он изучал реакцию этилена с безводной серной кислотой. О продукте этой реакции, названном В. Реньо изэтионовой кислотой, учёные имели разноречивые мнения. А. А. Воскресенский получил чистую изэтионовую кислоту и установил ее свойства, внеся полную ясность в этот вопрос. Далее он работал над определением состава нафталина, о котором также не было точных данных. Исследование свойств

ЗАРОЖДЕНИЕ КАЗАНСКОЙ ШКОЛЫ ХИМИКОВ
В первые годы существования Казанского университета преподавание химии в нем было поставлено неудовлетворительно. Только в 30-х гг. была построена химическая лаборатория университета, и с 1837 г. кафедру химии занял К. К. Клаус.
Карл Карлович Клаус (1796—1864) в детстве потерял родителей и с 14 лет стал аптекарским учеником в Петербурге. Упорным трудом он приобрел достаточно широкие знания по химии и фармации и в 1817 г. получил звание апте-‘ каря. Некоторое время затем работал в Саратове, а с 1821 г. открыл свою аптеку в Казани. С 1831 г. он, работая в Дерпте, сдал экзамен за университетский курс и вскоре защитил магистерскую диссертацию; вернувшись в Казань, занял здесь кафедру химии.

Еще до его возвращения в Казань совет университета поручил преподавание химии талантливому ученому-астроному Н. Н. Зинину. Вместе с Зининым Клаус принялся за оборудование лаборатории в специально построенном здании. Здесь с 1838 г. К. Клаус на-, чал свои исследования. Еще ранее он заинтересовался изучением состава платиновых остатков (с монетного двора).

• После тщательного и кропотливого исследования ему удалось в 1844 г. открыть в них новый элемент — рутений.

Деятельность К. Клауса в Казани продолжалась до 1852 г., когда он был избран профессором фармации Дерпт-ского университета. В 1864 г. К. Клаус ' стал членом-корреспондентом Академии наук.

должность химика на предприятии приготовления искусственных минеральных вод. Будучи активным и трудолюбивым исследователем, он был избран адъюнктом Академии наук (1838), а затем академиком (1844). С этого времени работал в академической лаборатории и отдал много сил и энергии развитию науки и промышленности России. Он оказывал содействие молодым русским химикам, в частности Д. И. Менделееву.

Несмотря на то что К. клаус не имел учеников, за исключением А. М. Бутлерова, заслуга его в зарождении Казанской школы химиков несомненна. Тематика его исследований, посвященных изучению природных богатств России, настойчивость, с которой он выполнял эти работы, нашли живой отклик и подражание у студентов, занимавшихся естествознанием. Своим открытием рутения К- Клаус впервые привлек внимание ученого мира Европы к далекой и почти неизвестной Казани.

В дальнейшем Казанская химическая лаборатория получила еще более широкую известность благодаря деятельности плеяды выдающихся химиков-органиков, составивших Казанску'ю химическую школу. Первое место среди них принадлежит Н. Н. Зинину.

Николай Николаевич Зинин (1812—1880) родился в Закавказье. Потеряв в детстве родителей, он воспитывался у дяди в Саратове и здесь окончил гимназию. В 1830 г. он поступил на математическое отделение философского факультета Казанского университета. Благодаря своим выдающимся способностям по окончании ’ университета Н. Зинин был оставлен при нем в качестве преподавателя механики, математики и астрономии. В 1835 г. в связи с отсутствием й Казани преподавателя химии ему было поручено чтение «чистой химии». В следующем году он защитил магистерскую диссертацию по химии и вскоре был командирован «для усовершенствования в науках» за границу на два года. Большую часть этого времени Н. Зинин посвятил исследованиям в Гиссенской лаборатории Ю. Либиха. В 1841 г. он вернулся в Казань и вскоре защитил докторскую диссертацию «О соединениях бензоила и об открытых новых телах, относящихся к бензоиловому ряду».

Н. Н. Зинин вскоре был назначен профессором химической технологии (профессором химии был К. К. Клаус), но преподавал химические дисциплины. В 1845 г. его избрали ординарным профессором химической технологии, но,

видимо, желая посвятить себя целиком «чистой химии», он перешел в 1847 г. в Медико-хирургическую академию в Петербурге.

Еще работая в лаборатории Ю. Либиха, Н. Н. Зинин выполнил несколько крупных исследований. В 1839 г. он сообщил о способе превращения горькоминдального масла в бензоин. В следующем году появилась работа Н. Н. Зинина о продуктах разложения горькоминдального масла (бензойного альдегида). Было изучено превращение амиг-далина в бензальдегид, получение бензоина, окисление бензоина в бензоиловую кислоту и т. д. Эти исследования он обобщил в своей докторской диссертации.

По возвращении в Казань Н. Н. Зинин не смог продолжать

эту работу, в связи с невозможностью получить горькоминдальное масло. Его внимание привлекли ароматические нитросоединения незадолго перед тем описанные О. Лораном и Э. Митчер-лихом. Изучение превращений этих соединений и привело Н. Н. Зинина к открытию в 1842 г. знаменитой реакции восстановления нитросоединений в амины. В 1843 г. он описал превращение .«-динитробензола в .и-фенилендиамин, а также восстановление бензоила в дезоксибензоил. Вскоре появилось сообщение о новом методе получения бензидина из азобензола, а также азоксибензола из нитробензола.

В Петербурге Н. Н. Зинин вел исследования производных бензойного альдегида, а также продуктов превращения мочевины. В 60-х гг., когда начался период расцвета химических исследований в России, Н. Н. Зинин стал одной из центральных фигур среди русских ученых. Он содействовал росту молодых русских химиков, в особенности А. М. Бутлерова и Д. И. Менделеева. Учеником Н. Н. Зинина в Петербурге был А. П. Бородин (1833—1887), широко известный и как выдающийся химик, и как гениальный композитор. Н. Н. Зинин был первым президентом Русского химического общества, основанного в 1868 г.

Исследования в области органической химии, начатые Н. Н. Зининым в Казани и в Петербурге, получили развитие в трудах ученых Казанской химической школы (А. М. Бутлерова и его учеников — А. Н. Попова, В. В. Марковникова,. А. М. Зайцева и др.). Представители Казанской школы химиков вскоре заняли кафедры химии в различных научных центрах.

Такова в кратких чертах картина состояния химии в России в первой половине XIX столетия. В этот период происходило постепенное накопление сил для расцвета химии в России.

 


11.01.2017; 13:19
хиты: 105
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь