пользователей: 21265
предметов: 10469
вопросов: 178036
Конспект-online
зарегистрируйся или войди через vk.com чтобы оставить конспект.
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


Основные конструкции языка программирования. Язык программирования Паскаль. Структура программы.

ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Язык программирования Паскаль. Структура программы.
Язык программирования Паскаль был разработан в конце 1960-х го-
дов швейцарским ученым Никлаусом Виртом и назван в честь фран-
цузского философа и математика XVII века Блеза Паскаля. Одной из
целей создания языка Паскаль Никлаус Вирт считал обучение студентов
структурному программированию. До сих пор Паскаль заслуженно счи-
тается одним из лучших языков для начального обучения программиро-
ванию. Его современные модификации, такие как Object Pascal, широко
используются в промышленном программировании (среда Delphi).
Хотя первоначально этот язык был ориентирован для обучения сту-
дентов программированию, в дальнейшем постоянно развивался и со-
вершенствовался, появлялись новые версии. В 1982-1984 гг. появилась
версия Turbo Pascal, которая в основном вытеснила другие версии. По-
следние версии - Turbo Pascal 7.0 и 7.1, сочетающие в себе возможности
разработки программ в средах MS-DOS и Windows. В настоящее время
используются в основном системы программирования Free Pascal и
Pascal ABC, а также последняя версия - PascalABC.NET, сочетающая
простоту языка Паскаль и огромные возможности платформы .NET. В
рамках данного курса мы будем рассматривать версию Pascal ABC 3.0.1,
наиболее удобную для начального изучения программирования на про-
цедурном уровне.
Программа на языке Паскаль состоит из последовательности строк,
содержащих ключевые слова (слова, смысл и написание которых строго
определены, их набор конечен в любом языке программирования), опи-
сания и операторы. Оператор определяет некоторую последователь-
ность действий, т.е. задает несколько машинных команд, которые долж-
ны быть выполнены в программе. Описания определяют условия при-
менимости тех или иных конструкций языка. Разделителем между опе-
раторами и между описаниями служит символ “;” (точка с запятой), им
заканчивается каждая логическая строка программы (логическая строка
может занимать на экране несколько физических строк). В конце про-
граммы ставится точка.
Для удобства восприятия текста программы принято проводить
структурирование программы по левому краю: одинаковые по “весу”
конструкции записывать на одинаковом расстоянии от левого края, со-
ответственно, сдвигая вправо, подчиненные (вложенные) конструкции.
В программе могут быть операторы-комментарии, которые выделяются
либо символами “{ }”, либо – “(* *)”.

 

Структура программы на языке Паскаль имеет следующий вид:
program <имя программы> ;
<раздел описания меток> ;
<раздел описания констант> ;
<раздел описания типов> ;
<раздел описания переменных> ;
<раздел описания процедур и функций>;
begin
<раздел операторов>;
end.

Любой раздел, кроме раздела операторов, может отсутствовать. В
разделе операторов описываются основные действия, выполняемые про-
граммой. Раздел операторов также называется телом программы.
Порядок следования разделов описаний в ранних версиях Паскаля
нельзя менять, однако, в Turbo Pascal возможна произвольная последо-
вательность разделов. В целом, для сохранения стиля программирова-
ния, разделы следует располагать в порядке, указанном выше.
Раздел описания меток начинается со слова «label», после которого
перечисляются используемые метки. Метка ставится в программе перед
любым оператором, который необходимо выделить и отделяется от опе-
ратора знаком «:». В качестве метки можно использовать числа, а в Tur-
bo Pascal – и буквы.
Раздел описания констант начинается с ключевого слова «const»,
после которого задаются имена и значения используемых в программе
констант
Раздел описания типов начинается со слова «type», после которого
описываются имена типов величин, используемых в программе. После
ключевого слова «type» типы величин описываются в следующем фор-
мате:
<имя типа>= <тип> ;
Раздел описания переменных начинается с ключевого слова «var»,
после которого описываются переменные в следующем формате:
<имена переменных> : <тип переменных> ;
Имена переменных одинакового типа разделяются запятыми, а
между группами переменных разного типа стпвится точка с запятой.
Имя программы, а также все имена констант, типов и переменных -
это просто их обозначения в программе, по которым их можно отожде-
ствить – идентифицировать. Поэтому в программировании вместо
13
термина «имя» обычно используется термин «идентификатор». Иден-
тификаторы (имена) могут состоять из латинских букв, цифр и знаков
подчеркивания, но первой обязательно должна быть буква (имя не
может начинаться с цифры!). При этом заглавные и строчные буквы
не различаются. Желательно вкладывать в имя смысл, и знак подчерки-
вания обычно используется вместо пробела в том случае, если имя со-
стоит из нескольких слов.
Далее более подробно рассмотрим основные конструкции языка, а
именно типы данных, операции и функции, определенные над ними, а
также синтаксис языка и его семантику, т.е. правила составления про-
грамм из простейших конструкций.

Любой раздел, кроме раздела операторов, может отсутствовать. В

разделе операторов описываются основные действия, выполняемые про-
граммой. Раздел операторов также называется телом программы.
Порядок следования разделов описаний в ранних версиях Паскаля
нельзя менять, однако, в Turbo Pascal возможна произвольная последо-
вательность разделов. В целом, для сохранения стиля программирова-
ния, разделы следует располагать в порядке, указанном выше.
Раздел описания меток начинается со слова «label», после которого
перечисляются используемые метки. Метка ставится в программе перед
любым оператором, который необходимо выделить и отделяется от опе-
ратора знаком «:». В качестве метки можно использовать числа, а в Tur-
bo Pascal – и буквы.
Раздел описания констант начинается с ключевого слова «const»,
после которого задаются имена и значения используемых в программе
констант
Раздел описания типов начинается со слова «type», после которого
описываются имена типов величин, используемых в программе. После
ключевого слова «type» типы величин описываются в следующем фор-
мате:
<имя типа>= <тип> ;
Раздел описания переменных начинается с ключевого слова «var»,
после которого описываются переменные в следующем формате:
<имена переменных> : <тип переменных> ;
Имена переменных одинакового типа разделяются запятыми, а
между группами переменных разного типа стпвится точка с запятой.
Имя программы, а также все имена констант, типов и переменных -
это просто их обозначения в программе, по которым их можно отожде-
ствить – идентифицировать. Поэтому в программировании вместо
термина «имя» обычно используется термин «идентификатор». Иден-
тификаторы (имена) могут состоять из латинских букв, цифр и знаков
подчеркивания, но первой обязательно должна быть буква (имя не
может начинаться с цифры!). При этом заглавные и строчные буквы
не различаются. Желательно вкладывать в имя смысл, и знак подчерки-
вания обычно используется вместо пробела в том случае, если имя со-
стоит из нескольких слов.
Далее более подробно рассмотрим основные конструкции языка, а
именно типы данных, операции и функции, определенные над ними, а
также синтаксис языка и его семантику, т.е. правила составления про-
грамм из простейших конструкций.
 

29.06.2016; 19:38
хиты: 9
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2016. All Rights Reserved. помощь