Познание имеет в основе 2 уровня отражения, характеризующиеся спецификой их форм и связей этих форм между собой.
Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью человека. Для него характерно:
-Непосредственность (прямое воспроизведение отражаемого объекта).
-Наглядность и предметность возникающих образов.
-Воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств.
Чувственное познание осуществляется в 3 формах: ощущениях, восприятиях, представлениях.
Ощущение - исходная, элементарная форма чувственного познания. Оно дает представление об отдельной стороне, свойстве объекта (звуке, цвете и т.д.). В ощущении энергия внешнего раздражителя превращается в факт сознания.
Однако мир состоит не из свойств и качеств, а из цельных предметов, явлений, процессов. Охватить эту целостность позволяет восприятие. Восприятие - синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта. Оно зависит:
-От самих объектов.
-От прошлого опыта.
-От психологического состояния и здоровья человека.
Оно позволяет видеть мир как взаимодействие предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.
Наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти рождает представление – образ ранее воспринятого или созданного воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия, фиксируют характерное в предмете (общее), могут видоизменять облик предмета за счет воображения (фантазии, мечты).
Чувственный облик человека углубляется благодаря труду, речи и мышлению, но не способен формировать образ сущности познаваемых объектов. Эту ограниченность снимает рациональное познание.
Этот вид познания наиболее полно реализуется в мышлении – процессе обобщенного и опосредственного отражения действительности путем сознания абстракции.
Рациональное познание характеризуют:
-Опора на чувственные данные;
-Опосредованность (человек не контактирует с предметами о которых мыслит);
-Обобщенность и абстрактность;
-Воспроизведение объектов на уровне сущности, внутренних связей и отношений;
-Связь с речью, фиксация в языке;
-Оно осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.
Понятие - это обобщенный логический образ предмета. Это означает, что оно лишено чувственности. Это мысль, в которой отражаются общие закономерные связи, существенные стороны, признаки предметов. Возникновение понятия - это скачок от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к сущности.
Суждение - мысль, в которой связываются несколько понятий и отражаются отношения между различными вещами и свойствами т. е. утверждающая или отрицающая что-либо.
Умозаключение - мысль, посредством которой на основании имеющихся суждений выводятся новые суждения.
При анализе мышления выделяют уровень развития ума, как способности к мышлению. Различают рассудок - исходный уровень мышления, способность оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум - высшая ступень рационального познания, позволяющая творчески оперировать абстракциями, исследовать и создавать их.
Многочисленные данные свидетельствуют в пользу взаимосвязи и взаимообусловленности чувственного и рационального. Психика человека целостна и интегральна. И для обозначения единства чувства и мысли мы находим термин в античной философии - «эйдос» («вид», «образ») - то, что дано в мышлении и одновременно видно. Поэтому сознание имеет и эйдетический характер. Максимально целостный психический образ явления есть эйдос.
У человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, поэтому можно сказать, что уровнями познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное - это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Данное представление наиболее адекватно реальной структуре познания, но при таком подходе не замечается исходный уровень познания (чувственное познание) - «живое созерцание», этот этап оказывается не выделенным из эмпирического. Если эмпирический уровень характерен только для научного познания, то живое созерцание имеет место как при научном, так и при художественном или обыденном познании.