пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

27.Принцип материального единства мира.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА — один из основных принципов материалистической философии. В самом общем виде он состоит в признании того, что существует единое всеобщее материальное (т. е. не зависящее от какого-либо духа и сознания) начало, лежащее в основе всего многообразия вещей и явлений мира. Древнегреческие философы отождествляли это всеобщее начало с особенным веществом: водой (Фалес), огнем (Гераклит) и т. п.

Позднее сложилось соответствующее понятие для обозначения единой материальной основы всего существующего — понятие материи.

Единство мира состоит в том, что в нем нет ничего, что не было бы проявлением материи и ее свойств. Это значит, что:

1) все предметы и процессы в мире взаимосвязаны, являются моментами бесконечного самодвижения (саморазвития) материи.

2) все подчинено специфическим и всеобщим законам, не: никаких сверхъестественных сил. Единство мира, подчеркивал Энгельс, состоит в его материальности, которая доказывается развитием науки и философии, а также всей общественной практикой.

Обоснование положения о М. е. м. сталкивалось с трудностью объяснения сознания, мышления, духовных явлений. Диалектический материализм преодолевает эту трудность, понимая сознание как функцию высокоорганизованного материального органа — мозга и одновременно как продукт материальной деятельности. Однако, будучи результатом эволюцииматерии, сознание носит идеальный характер; оно существенно отличается от материальных явлений. Диалектический материализм обосновывает не тождество, а единство материи и сознания путем раскрытия их действительного отношения: первичности материи, вторичности сознания.

С точки зрения диалектики, материя есть объективная реальность — причина, основа, содержание и носитель (субстанция) всего многообразия мира. Она проявляется в бесчисленных свойствах. Наиболее кардинальные свойства материи — объективность существования, структурность, неуничтожимость, движение, пространство, время, отражение. Это атрибуты материи, т.е. всеобщие, непреходящие ее свойства, без которых невозможно ее бытие.

У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельных атомов. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

Материю нельзя противопоставлять отдельным вещам как нечто неизменное — изменчивому. Материю вообще нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Материя — это не реальная возможность всех, форм, а действительное их бытие. Единственным, относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Материальное единство мира. Каждое сколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором — с идеалистическим монизмом. Существуют философские учения, которые стоят на позициях дуализма.

Принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.

Бесконечное мироздание как в великом, так и в малом, как в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое целое. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание — это и познание действительности, и ее составная часть. Между законами движения мира и сознанием человека нет непроходимой пропасти. Сознание принадлежит не к какому-то потустороннему, а к материальному миру. Оно не сверхъестественный уникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи.

 

 

 


10.06.2017; 10:29
хиты: 96
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
философия науки
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь