Карл Поппе («Логика и рост научного знания», «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма») описывал развитие научного знания так:
Развитие научного знания[7] – это непрерывный процесс опровержения одних научных теорий и замены их лучшими. Рост научного знания осуществляется методом проб и ошибок – выбор теории зависит от определенной проблемной ситуации.
Процесс не является кумулятивным – это процесс устранения ошибок, «дарвиновский отбор». Дарвиновская эволюция здесь – это эволюция построения все лучших и лучших теорий. В мире организмов выживает наиболее приспособленные, в науке – самые непротиворечивые теории. Это противоречит принципу преемственности в развитии науки, т.к. ни одна теоретическая конструкция не может быть полностью опровергнута: в ней всегда содержится и рациональное зерно (теория Поппера не кумулятивная).
Требования к росту знания:
1. новая теория должна исходить из простой новой идеи.
2. теория должна вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались.
3. теория должна выдерживать опровержение.
Необходимые средствам роста научного знания – это язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситуаций, конкурирующие теории, взаимная критика в процессе дискуссии.
Именно закрепляясь в языке, знание приобретает объективный характер. Т.е. Поппер – сторонник интернализма.
Интернализм – это течение, которое признает движущей силой развития науки – факторы, связанные с внутренней природой научного знания, например, соотношение традиций и новаций.
Поппер сторонник гипотетико-дедуктивного метода. Из гипотез общего характера выводятся предположения, которые сравниваются с протокольными утверждениями. Если относительно теории и протокольных предположений, ученые пришли к согласию, то теория считается временно подтвержденной.
Структура процесса:
1. выдвижение гипотезы;
2. оценка степени фальсифицируемости гипотезы (Поппер считает, что законы надо не верифицировать, а фальсифицировать).
Фальсификация – это опровержение неистинности. Истинным можно считать такое высказывание, которое не опровергнуто опытом.
С точки зрения Поппера, научное знание не сводимо к опытному, эмпирическому. Эмпирическое знание – это только один уровень научного знания, наряду с ним, существует теоретический.
Эмпирический и теоретический уровни связаны между собой. Поэтому принцип фальсификации – это установка на критический анализ научного знания, на необходимость критического пересмотра всех достижений. Т.о., Поппер утверждает взгляд на науку как на динамический процесс с непрерывно происходящими изменениями.
3. выбор предпочтительной гипотезы;
4. выведение эмпирически проверяемых следствий и проведение экспериментов;
5. отбор следствий, имеющих принципиально новый характер;
6. отбрасывание гипотезы в случае ее фальсификации, если же теория не фальсифицируется, то принимается конвенциальное решение о прекращении проверок и объявление теории принятой.
Так как ни одна теория не может быть подтверждена окончательно, то она всегда имеет гипотетический характер. Её образуют не законы, а правдоподобные утверждения. Всякая теория ненадежна и подвержена ошибкам (принцип фаллибализма).
Модель роста научного знания: исходная проблема → пробная теории для ее решения → проверка теории на деле → устранение ошибок (элиминация) → появление новой более глубокой проблемы.
Поппер выводит концепцию «третьего мира», различая:
1) мир физических объектов,
2) мир мыслительных, ментальных состояний сознания.
3) мир научных идей (книги, рукописи, чертежи). Третий мир возникает как результат взаимодействия физического мира и сознания, как продукт человеческой деятельности.
«Третий мир» - это мир познания без познающего субъекта. Например, книга содержит знание независимо от того, прочитают ее или не прочитают. Важно только то, что она потенциально может быть прочитана.