Своим появлением наука обязана стремлению человека к повышению производительности труда и, в конечном итоге, уровня жизни.
С точки зрения хронологической последовательности определяют 5 возможных дат появления науки:
1. наука была всегда, т.к. она сводится к предметно-практической деятельности, которая невозможна без познания;
2. наука появилась в Античности, в период с 6 по 4 в. до н.э. (Фалес – 6 в., Аристотель – 4 в.), когда оформляются объективность и теоретичность знания, т.е. отрыв от практической деятельности и оперирование идеальными объектами;
3. 12-13 вв., когда появились зачатки экспериментального метода в Оксфордском университете, где работал Бекон (алхимия). Однако эти эксперименты не выдерживают критериев научности;
4) 16-17 вв. – становление классического естествознания и экспериментально-математических методов;
5) 19 в. – когда научная деятельность стала профессией (с середины 19 в. научная деятельность стала оплачиваться в Германии).
Следовательно, решение вопроса о дате появления науки зависит от того, какие ее свойства считаются основными.
Относительно движущих сил развития науки конкурируют 2 концепции:
1) интернализм – развитие науки определяется ее внутренними резервами и запросами;
2) экстернализм – развитие науки направляют потребности общества.
Модели периодизации истории науки
Миф → Логос → Преднаука → Наука
Миф – это начальная форма мировоззрения. Мифология – это результат потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание природы.
Основные черты мифа:
– коллективный характер,
– неразлечение естественного и сверхъестественного миров,
– отсутствие причинно-следственной координации событий
– антропоморфизм. т.е. очеловечивание мира.
Этапы развития мифа:
1. тотемизм – это вера в родство с объектами природного мира.
2. анамизм – это вера в одухотворенность мира.
3. фетишизм – это вера в посредников между естественным и сверхъестественным мирами.
Логос – систематизация и рационализация мифа, не выходящая за его пределы. На этой стадии оформляются принципы науки: принцип определенности (оформление мысли по законам логики), принцип естественности (устранение смешения естественного и сверхъестественного в мифах), принцип объективности.
Преднаука. Наиболее мощно она сформировалась в древневосточной культуре (Др. Египет, Месопотамия, Индия и Китай).
Несмотря на то, что были достигнуты успехи в астрономии, геометрии, арифметике, эти знания не являлись научными в силу следующих особенностей:
1. оно не фундаментальное, не теоретическое, а исключительно прикладное;
2. были ограничения в распространении знания – кастовые, цеховые и т.п.;
3. отсутствовало критическое отношение к знанию;
4. знание не было полностью рациональным, т.к. его носителями были жрецы или облеченные властью люди, именно их авторитет определял истинность знаний;
5. отсутствие систематичности знания;
6. рецептурный характер знания, т.е. отсутствие его обоснованности.
Началом собственно-научного познания считается деятельность философов Др. Греции.
Соц–пол. жизнь древнего полиса являлась основой зарождения античной науки. Демократическое устройство политической жизни древнегреческого полиса способствовало участию каждого из свободных граждан в политической жизни, максимальному раскрытию его талантов, и в результате у греков складывается восприятие истине не на веру, а как продукта рационального доказательства.
Предпосылкой возникновения естествознания в Античности был поиск естественной монистической (признающими основой всех явлений мира одно начало) основы природы. Фалес – вода. Анаксимандр – апейрон – неопределенную и беспредельную субстанцию. Анаксимен – воздух.
Наука развивалась по схеме: вещь → наблюдение → обобщение → абстрагирование или идеализация.
Абстрагирование – это отвлечение от несущественных свойств объекта.
Идеализация – это создание на основе абстрагирования мысленных объектов, идеальных объектов.
Наука в своем развитии проходит 3 стадии:
1) классическая;
2) неклассическая;
3) постнеклассическая.