пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

1 Семестр:
» История

Общественно политические движения

 В общественном движении второй четверти XIX века началось размежевание трех его идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В частности, значительно активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.  Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Так, идея необходимости самодержавия, как издревле присущей России формы политической власти, уходит своими корнями в период создания централизованного русского государства. Для идеологического обоснования этих постулатов министр народного просвещения граф С. Уваров разработал теорию официальной народности. Суть ее сводилась к трем принципам: самодержавие, православие, народность. Своеобразие страны мыслилось в признании самодержавия в качестве единственно возможной в России формы правления, основанной на добровольном союзе государя и народа. По мнению консерваторов, необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство как главная опора самодержавия. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность христианству. Так выглядело обоснование вывода об отсутствии причин для социальных изменений в стране. Теория официальной народности и другие идеи консерваторов развивались журналистами Ф. Булгариным, Н. Гречем, профессорами Московского университета М. Погодиным и С. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования. Примерно в этот же период (на рубеже 30-40-х годов XIX века) среди оппозиционных правительству либералов сложились два идейных течения - славянофильство и западничество. Начало славянофильству было положено созданием во второй половине 20-х годов философом и поэтом Д. Веневитиновым кружка, вокруг которого сплотились единомышленники (А. Хомяков, И. Киреевский, А. Кошелев и др.). Однако после неожиданной смерти Д. Веневитинова в 1827 году кружок распался. В 30-40-е годы славянофилы создали новый кружок, идеологами которого стали писатели, философы, публицисты: А. Хомяков, К. и И. Аксаковы, И. и П. Киреевские, Ю. Самарин, А. Кошелев и др. Славянофилы выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России, по их мнению, проявлялась в отсутствии классовой борьбы в ее истории, в русской поземельной общине, в православии как единственно истинном христианстве. Программа кружка разрабатывалась главным образом А. Хомяковым и И. Киреевским, а позднее Ю. Самариным. А. Хомяков считал, что Россия призвана стать центром мировой цивилизации, однако она, по его мнению, стремится прежде всего не к тому, чтобы стать богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы быть самым христианским из всех человеческих обществ. Особое внимание славянофилы уделяли деревне, полагая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности (оно пока не испорчено цивилизацией). Нравственной они считали и саму деревенскую общину с ее сходками, традиционной справедливостью в соответствии с "обычаями и совестью". Они идеализировали дореволюционную Русь, представляя ее гармоничным обществом, лишенным противоречий, олицетворяющим единство народа и царя. Вместе с тем, славянофилы утверждали, что органичное развитие России нарушилось в период правления Петра I: государство встало над народом, дворянство и интеллигенция, усвоив западноевропейскую культуру, оторвались от народной жизни. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские Соборы информировали власть о мнении народа, а между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Одна из основополагающих идей, как уже отмечалось, заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие


хиты: 140
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь