пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Научное познание и его структура. Критерии научности. Научные революции и смены типов научной рациональности.

Научное познание - процесс получения научного знания. Можно сказать, что наука - это и итог познания мира. Это система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений.

   Прежде чем переходить к анализу структуры научного познания, отметим его основное назначение и общие целевые установки. Они сводятся к решению трех задач: описанию объектов и процессов, их объяснению и, наконец, предсказанию, прогнозу поведения объектов в будущем.

В структуре научного познания необходимо выделить три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований.

На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.

Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности (главная задача теории заключается в том, чтобы описать, систематизировать и объяснить все множество данных эмпирического уровня), но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты (например, материальная точка). Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. В итоге теория, которая описывает свойства идеальных объектов, взаимоотношения  между  ними,  а  также   свойства   конструкций, образованных из первичных идеальных  объектов,  способна  описать все то многообразие данных, с  которыми  ученый  сталкивается  на   эмпирическом уровне.

Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок, философских оснований. Иногда философские основания науки ярко проявляются и становятся предметом острых дискуссий (например, в квантовой механике, теории относительности, теории эволюции, генетике и т.д.). В то же время в науке существует много теорий, которые не вызывают споров по поводу их философских оснований, поскольку они базируются на философских представлениях, близких к общепринятым.

Эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст.

   Существует несколько методов научного познания. Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические.

Рассмотрим эмпирические методы. Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.

Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.

Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним.

Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теперь обратимя к теоретическим методам. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Исторический и логический методы основаны на диалектике, т. е. взаимопревращении, исторического и логического: изучая историю, мы познаем ее объективную логику, изучая же предмет логически, мы реконструируем его историю. Интегрирующим научным методом, включающим в себя все предыдущие методы как моменты, является метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Каковы же критерии научного знания, его характерные признаки?

Одним из важных отличительных качеств научного знания является его систематизированность. Научная систематизация специфична. Для нее свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, четким основаниям систематизации. Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории, картины мира. Стремление к обоснованности, доказательности знания является важным критерием научности. Обоснование знания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Со стремлением к доказательности знания иногда связывают само возникновение науки. В науке ценятся оригинальные, "сумасшедшие" идеи. Но ориентация на новации сочетается в ней со стремлением элиминировать из результатов научной деятельности все субъективное, связанное со спецификой самого ученого. В этом - одно из отличий науки от искусства.

Вначале люди придерживалась кумулятивной модели развития научных знаний. Она выглядит приблизительно так: из опытных данных выводится некоторая теория, по мере увеличения массива опытных данных теория совершенствуется, идет накопление знаний. Предполагается, что отброшенные теории были приняты по ошибке или из-за предрассудков.  Но с течением времени широкомасштабные сдвиги стали происходить во многих науках. На смену пришла новая концепция "режимов" научного развития: периодов "нормальной науки" и научных революций. В периоды нормальной науки ученые работают в рамках признанной "парадигмы". Научное сообщество всеми силами старается как можно дольше навязывать природе свои правила, игнорируя любые противоречия, но наступает момент, когда подобная деятельность перестает приносить ожидаемый результат. Начинается научная революция. Она означает коренные, качественные изменения в крнцептуальном содержании теорий, учений и научных дисциплин. К числу таких потрясений можно отнести открытие делимости атома, создание теории относительности Эйнштейна, молекулярно-кинетической теории газов Больцмана, успехи квантовой физики. Происходит полиферация идей - создание множества конкурирующих теорий, отличающихся разной степенью достоверности или проработанности. Какая из этих теорий займет место парадигмы, зависит от мнения научного сообщества.

Научные революции обычно затрагивают мировоззренческие и методологические основания науки, нередко изменяя сам стиль мышления. Поэтому они по своей значимости могут выходить далеко за рамки той конкретной области, где они произошли. Поэтому можно говорить о частнонаучных и общенаучных революциях. Например, дарвиновская революция по своему значению вышла далеко за пределы биологии. Она коренным образом изменила наши представления о месте человека в Природе. Новые методы исследования могут приводить к далеко идущим последствиям: к смене проблем, к смене стандартов научной работы, к появлению новых областей знаний. В этом случае их внедрение означает научную революцию (например, изобретение микроскопа).

    Современные ученые, размышляя о специфике развития науки, подчеркивают, что она прежде всего отличается своей рациональностью, представляет собой развертывание рационального способа освоения мира. С рациональностью в первую очередь следует связать образ мыслей и действий, обладающий разумностью, целесообразностью, ясностью, отчетливостью.

Бесспорно, что рациональность предстает как наиболее адекватное средство проникновения на теоретический уровень исследования, где за видимостью  исследователь пытается распознать сущность, основу, причину и закономерность данного феномена. В современной философии науки научная рациональность рассматривается как высший и наиболее аутентичный требованиям законосообразности тип сознания и мышления.

Говоря об открытии рациональности, имеют в виду способность мышления работать с идеальными объектами, способность слова отражать мир разумно-понятийно. В этом смысле открытие рациональности приписывают античности. Важно, что на протяжении истории, рациональность вещей и утверждений менялась: что было рациональным вчера, сегодня могло занять противоположную сторону. Понятие рациональности могли менять научные революции.

С одной стороны, научную рациональность связывают с историей развития науки и естествознания, с совершенствованием систем познания и с методологией. В этом отождествлении рациональность словно «покрывается» логико-методологическими стандартами. С другой стороны, рациональность оказывается синонимичной разумности, истинности. И здесь на первый план выдвигаются проблемы выяснения критериев, оснований и обоснований истинного знания, совершенствования языка познания.

 

__________________________

Понятие истины. Для того чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезны, помогали ориентироваться в окружающей действительности и преобразовывать ее в соответствии с намеченными целями, они должны находиться с ней в определенном соответствии. Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина, есть, по существу, вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности.

Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.

Так как в структуре знания изначально заложен некоторый субъективный момент (зависимость от специфики биологической и социальной организации человека, его нервной системы, органов восприятия и т.д.), то встает вопрос: можно ли выделить в наших знаниях содержание, не зависящее ни от индивидуального человека, ни от человечества, и если можем, то каким образом и как установить меру соответствия этого содержания объективной реальности.

Виды истины и ее свойства. Содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества называется объективной истиной. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными взаимоотношениями с окружающим миром. Поэтому объективная истина исторически развивается, а развитие истины есть познание, т.е. с каждым новым открытием полнота объективной истины возрастает. Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими объективную истину. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении, которое не опровергается последующим развитием науки, а лишь обогащается и постоянно подтверждается жизнью, называют абсолютной истиной. К ней относятся, например, достоверно установленные факты, даты событий и т.д. Абсолютная истина в науке существует лишь как предел, та цель, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина – ступенька, шаг, приближающий ее к этой цели.

Еще одно необходимое свойство истины – ее конкретность. Оно основано на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития. Так истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени и т.д., в которых они сформулированы. Суждение, верно отражающее объект в данных условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в иных обстоятельствах.

Критерии истины. Критерии истинности знания, т.е основания для отличия истины от заблуждений и ошибок менялись на протяжении истории человеческой мысли.

Сократ, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц предлагали в качестве критерия истинности ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Декарт утверждал, что все вещи, познаваемые нами ясно и отчетливо, и на самом деле таковы, как мы их познаем. Выдвинутый Декартом критерий истины во многом содействовал отчетливости мышления. Он опирался на веру в силу логики нашего мышления, достоверность восприятия им реальности.

Выдвигались также такие критерии истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства; принцип прагматизма: истинно то, что лучше всего «работает» на нас, ведет нас, что лучше всего соединимо со всей совокупностью нашего опыта (У.Джемс); эстетические критерии: изящество, красота, математическая грациозность. Э.Мах и Р.Авенариус считали, что истинно то, что мыслится экономно, а В Оствальд выдвигал интеллектуальный энергетический императив: «Не расторгай энергию».

Один из важнейших принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным в том случае, если можно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином «реализуемость». Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. В знании истинно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, т.е. результативно осуществлено на практике.

Наука и ее специфика.

Наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Наука – это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Специфические признаки научного познания:

  • Ориентация на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как возможные объекты ее будущего освоения), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития. То есть наука ориентирована на предметное и объективное освоение действительности.

Важно то, что наука нацелена на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем.

  • Особенности объектов науки делают недостаточным для их освоения естественный язык обыденной жизни. Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является необходимым условием научного исследования. Язык науки постоянно развивается по мере ее проникновения во все новые области объективного мира.
  • Научное исследование нуждается также в особой системе специальных орудий, которые, непосредственно воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом (это приборы разные, для тех, кто не догнал).
  • Системность и обоснованность научного знания. Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. Процедуры выводимости обеспечивают не только перенос истинности с одних фрагментов знания на другие, но и делают их связанными между собой, организованными в систему.
  • Специфические методы познавательной деятельности. Так как даже обнаружение объекта, свойство которого подлежат дальнейшему исследованию, составляет весьма трудоемкую задачу, в науке изучение объектов, выявление их свойств и связей всегда сопровождается осознанием методов, посредством которых исследуются объекты. Наряду со знаниями об объектах наука формирует знания о методах научной деятельности – методологию как особую отрасль научного исследования, призванную направлять научный поиск.
  • Определенная система ценностных ориентаций и целевых установок, специфических для науки. В качестве одной из основных установок научной деятельности ученый ориентируется на поиск объективной истины, воспринимая последнюю как высшую ценность науки. Не менее важную роль играет установка на постоянный рост знания, получение нового знания.

Методы научного познания.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знаний – эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование.

Различие теоретического и эмпирического исследований

Теоретический

Эмпирический

Характер предмета исследования

Сущностные связи между явлениями

Явления и зависимости между ними (сущностные связи не могут быть выделены в чистом виде)

Тип применяемых средств исследования

Опосредованное (мысленное) изучение объекта

Непосредственное практическое взаимодействие с объектом

Методы исследования

  • Формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности;
  • Аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом – утверждений, доказательства истинности которых не требуется;
  • Гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно (от общего к частному) связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

 

  • Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности;
  • Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте;
  • Измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам и сторонам;
  • Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явлений при восстановлении условий;
  • Сравнение – одновременное соотносительное исследование и оценка общих для двух или более объектов свойств или признаков.
 

 

Наука играет важную роль в современном обществе. Социальные функции науки исторически развивались и изменялись, на данный момент можно выделить среди них три основные группы, связанные с историческим процессом формирования научного знания:

  • Культурно-мировоззренческие

В период становления науки как особого социального института (Возрождение и Новое время) ее влияние обнаруживалось прежде всего в сфере мировоззрения, где в течение всего этого времени шла острая борьба между теологией и наукой. С коперниковским переворотом обнаружились первые реальные признаки выхода науки в мировоззренческую проблематику, в мир размышлений и устремлений человека. Постепенно научные представления по вопросам первостепенной мировоззренческой значимости, касающимся структуры материи и строения вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т.д., превратились в составную часть культуры общества. Занятия наукой постепенно становились в глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой человеческой деятельности.

  • Производственные

В период становления науки как социального института связь между наукой и быстро развивающейся техникой была односторонней. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Сама же наука мало что давала практической деятельности. Со временем, однако, становилось очевидным, что без научной базы невозможно обеспечить непрерывное развитие производительных сил, прогресс техники. Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства. Важной стороной превращения науки в непосредственно производственную силу является появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание научно-технических информационных сетей и т.д.

  • Социальные

Наука сегодня непосредственно включается в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности (например, в решении экологических проблем наука объясняет причины возникновения экологической опасности и поиск путей ее предотвращения, первые формулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения, выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения и т.д.).

Таким образом, наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие, социальное управление и те социальные институты, которые участвуют в формировании мировоззрения.


24.06.2016; 21:32
хиты: 135
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь