пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Сознание как философская проблема. Сознание и самосознание.

Одной из важнейших проблем философии является анализ сознания как специфической  формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Сознание является частью психики, в которой происходят не только сознательные, но и подсознательные (бессознательные) процессы. В случае бессознательного субъект не дает себе отчета о содержании и природе происходящих процессов. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются  ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует. Иногда выделяют и надсознательное – это творчество на базе сознания.

 «Ядром» сознания является знание. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается в условиях общественной  жизни. Лишь в последних условиях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека с его сознанием. Однако оно обусловлено не только социально. В содержание сознания входят мысли и о природе (а также о людях как природных и общественных существах). Поэтому, занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы. Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию. При этом психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые фиксируются законами и категориями физиологической и психологической наук. Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, память, воображение и пр. По своей форме сознание не выходит за пределы психологических процессов.Содержание и форма сознания не вполне идентичны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Важно понимать, что образ внешнего мира отличается от самого внешнего мира. Сознание есть «субъективно-объективный» образ объективного мира.

Итак, сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Функции сознания — это такие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия.

Коренная и главнейшая функция сознания есть получение знания о природе, обществе и человеке.

Отражательная функция сознания, является самой общей и всеохватывающей его функцией (отражение действительности).

Творческая функция сознания, понимаемая в широком смысле, как активное воздействие на окружающую человека действительность, изменение, преобразование этой действительности. Животные, растения, микроорганизмы изменяют внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности. Однако это изменение нельзя считать творчеством, ибо оно лишено сознательной постановки целей. Творческое сознание является моментом перехода от отражения к практике.

Важной функцией сознания является оценка явлений действительности (в том числе и совершаемого человеком). Оценка производит выбор из всего того, что добывает знание. Оценивать — это значит подходить к действительности с точки зрения того, что нужно человеку. Это отношение особого рода. Здесь субъект, его потребности, интересы, цели, нормы и идеалы выступают как основания и критерии положительного или отрицательного отношения к объекту оценки.

Указанные функции сознания способствуют формированию регулятивно-управленческой функции его сознания. Сознание, как и вся психика человека в целом, существует в конечном счете для практики, для регулирования и управления поведением человека, его деятельностью.

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Самосознание -  это  осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

В акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте, включает в себя также и аспект социологический. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме классового самосознания.

Наибольшую гносеологическую трудность представляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми.

Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в  осознании самих правил взаимоотношения.                      

Следует затронуть и вопрос: что возникает раньше — предметное сознание или самосознание? Самосознание—это процесс, проходящий различные ступени развития. Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в область органической эволюции и предшествует человеческому сознанию, является одной из его предпосылок. Если же рассматривать самосознание в его наиболее развитых формах как один из признаков класса или личности и разуметь под ним понимание классом или личностью своей роли в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание стоит ваше сознания в общем смысле этого слова, является формой общественного сознания.

Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.

Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

Однако самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой.

 

_____________________

 Проблема сознания в истории философской мысли и религии. Сущность и структура сознания, его активность. Сознание и язык. Самосознание и его формы. Структура общественного сознания.

 

Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание, и то, что называлось сознанием в то или иное историческое время, претерпевало существенные изменения. От того, как представляли себе его люди той или иной эпохи, зависело формирование образа мира, понимание нравственности, политики, искусства.

Античность:

- сознание = всеобщая связь между человеком и миром. Форму этой связи попытались передать с помощью метафоры вощенной дощечки, на которой писец процарапывал специальной острой палочкой (стилем) буквы. Платон, Аристотель: как буквы отпечатываются на воске, так предметы отпечатываются на "дощечке" разума.

- античность открыла только одну сторону сознания - направленность на объект. Другая же сторона - умение человека сосредоточиться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир - не была проработана. Причина - в специфике мировоззрения и мироощущения античного мира. Греки - прирожденные реалисты: они уверены, что предмет зрения существует до того, как он увиден, и продолжает существовать в таком же виде и после акта его восприятия. Разум и объект существуют независимо друг от друга, а в момент встречи объект оставляет след на "дощечке" разума. У античного грека не было навыка сосредоточиваться на своем внутреннем мире.

Средневековье:

- христианство → открытие внутреннего духовного мира. В акте сознания особо выделяется способность понимать, что человек создан по образу и подобию Божьему, а потому должен соответствующим образом строить свой жизненный путь.

- христианство вводит впервые в структуру сознания время.

Новое время:

- антропоцентризма: человек освободился от власти и опеки Божественного, перестал признавать свою принадлежность двумя мирам: земному и неземному, стал объяснять свое происхождение только из природы, согласившись впоследствии с теорией Дарвина о происхождении человека от обезьяны.

- сознание ≠ не восковая дощечка, на которой отпечатываются образы реальных вещей, а некий сосуд, в котором содержатся идеи и образы до того, как оно включится в общение с миром (идеализм).

- сознание не воспринимает (как в античности), а работает в режиме воображения (не предметы запечатлеваются в нем, а оно само творит и конституирует мир явлений). И. Канта: в нашем сознании наличествуют непосредственно данные знания о чем-то как о целом (=априори (apriori - до опыта)), и мы обнаруживаем их, как только начинаем сознавать себя. Начиная познание, мы обнаруживаем, что в нашем сознании уже есть знание о том, что мир пространственен и временен, что в нем действуют причинно-следственные связи и т.д.

- сознание начинает рассматриваться в качестве условия возможности познать внешний мир, творить мир явлений, т.е. такой предметный мир, который зависит от структур сознания.

- если в средневековой философии сознание было по определению мистично, то в Новое время из его содержания устраняется всякое мистико-религиозное содержание. Сознание отождествляют с мышлением.

 

Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. (А.Г.Спиркин)

(В тетради) В понимании сознания в философской мысли было сформировано два подхода:

- материалистический (материя первична; считает сознание частью материального мира, особым свойством материальной субстанции)

- идеалистический (сознание первично, не зависит от материального мира, сознание производит материальный мир; сознание сверхъестественно по способу возникновения, по реальному содержанию и функционированию). Идеализм бывает субъективный (за первичное принимает сознание отдельного человека) и объективный (сознание нечеловеческое, надмировое, надприродное)

В IVв. до н.э. орфики считали сознание частичкой божества в человеке, которое находится в теле как в темнице, расплачиваясь за грехи в предыдущей жизни (учение о переселении душ=метемпсихоз).

Платон: душа (в понимании сознания, исторически первым было понятие души) также бессмертна, находится вне космоса, она=осколочек Мировой души. Содержание ее тоже из космического начала (Объективный идеализм).

В современной науке иной подход: универсальный эволюционизм:

- сознание есть результат развертывания вселенной. Изначально мир развивался в определенном направлении, но без целеполагающего начала. В процессе этого развертывания возникают более сложные материальные системы – живое вещество и человек с его разумом. С возникновением разума мир получает целеполагающее начало, направляющее начало и активность. Развитие активности:

- раздражимость (=избирательная и направленная реакция организма на внешние воздействия);

- инстинкты (=поисковое поведение; видовые, врожденные, наследственные, целесообразные, координированные действия животных);

- чувствительность (=способность получать в виде ощущений информацию об окружающем мире);

- у высших животных появляются более сложные психические процессы: условный рефлекс и экстрополиционный (проверьте в тетради, у меня не очень понятно) рефлекс (=ориентировка на действие);

- «ручное мышление» (=психические операции, посредством которых животные улавливают связи между предметами и потребностями).

Отличия человека от животного Наличие:

  1. мышления и языка: язык - это система знаков, с помощью которых люди общаются, осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию, управляют поведением друг друга. Он возник в процессе общения людей. Это признают практически все философы. Человек нуждается в себе подобном, а потому должен уметь объяснить свою нужду. Сознание и язык неразрывно связаны. Благодаря языку мое сознание становится действительным, существующим и для других людей. Только человек обладает способностью "сообщать" содержание своего сознания во вне, объективировать его. Процесс объективации содержания состояний сознания совершается не только в вербальном (словесном) языке, но и в языке символов, предметов культуры, мимики и т.д.;
  2. осмысленности ощущений, восприятий, представлений;
  3. эмоций (=кратковременные переживания людей или животных в определенной ситуации) и чувств (=система эмоций, возникающая вокруг определенного отношения человека к природе, другим людям и к самому себе);
  4. памяти (=способность запечатлевать, хранить, воспроизводить определенную информацию; имея в виду не животную память, а родовую, культурную);
  5. воображения (=способность создавать новые образы на основе имеющейся информации и отвечающей требованиям новой, изменившейся ситуации);
  6. воли (=настойчивые действия на основе осознанного мотива);
  7. самосознания (=осознание самотождественности и отличия от других людей) - в тетради.
  8. активность сознания, которая проявляется в преобразовании и творческом отношении к действительности и в том, что сознание всегда представляет собой новую мысль, новые чувства, которые появляются на фоне другой мысли.

 

Структура сознания (разделение условно):

Сектор (1): сфера телесно-перцептивных способностей (ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами) и получаемого на их основе знания. Главная цель бытия этой сферы сознания - полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире.

Сектор (2): логико-понятийные компоненты сознания (это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств). Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина.

1 и 2 сектора образуют внешне познавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания, где субъективно-личностные и ценностно-смысловые компоненты психического мира находятся как бы в снятом, латентном состоянии. Они образуют «левую половинку» нашего сознания.

«Правая половинка»:

Сектор (3): эмоциональная компонента сознания (она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром, это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек). Главным регулятивом и целью «жизнедеятельности» этой сферы сознания будет то, что 3. Фрейд в свое время назвал «принципом удовольствия».

Сектор (4): ценностно-мотивационная компонента сознания (здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов). Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость.

3 и 4 сектора образуют ценностно-эмоциональную составляющую нашего сознания, где в качестве предмета познания выступают собственное «я», другие «я», а также продукты их творческой самореализации в виде художественных и философско-религиозных текстов, произведений музыки, живописи, архитектуры. При этом внешнепознавательная составляющая сознания оказывается здесь редуцированной и подчиненной его «правой половинке».

 

Психика человека имеет три сферы:

Сверхсознание (или «сверх-Я» по Фрейду): внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура;

Сознание (или «Я» по Фрейду): в котором предметы, общественные отношения и связи существуют в идеальной форме (переработанные, лишенные пространственно-временных характеристик, недоступны чувственному познанию); существует самосознание;

Бессознательное (или «Оно» по Фрейду): в котором психические процессы субъективно не переживаются, не контролируются и не осознаются. Здесь же осуществляются 1)психические процессы, ответственные за автоматизированные действия; 2)психические процессы, ответственные за интуитивные творческие процессы в различных сферах действия; 3) психические процессы, ответственные за получение, хранение и переработку информации, лишь изредка проявляющиеся в виде оговорок и сновидений.

 

Общественное сознание. (по марксистам) Общественное сознание потому и "общественное", что оно не обусловлено только самобытностью индивидуальной психики и способностью субъекта к самосознанию, рефлексии. Оно "вплетено" в реальное бытие людей, и если это бытие одинаково для какой-то группы людей, то у ее представителей будет продуцироваться примерно одинаковое содержание сознания. Поэтому общественное сознание - это массовидное сознание, содержание которого надиндивидуально, всеобще.

- общественное сознание, несмотря на наличие в нем общих многим людям идей, мнений, чувств и т.д., дифференцировано. У представителей разных классов в одном и том же обществе содержание сознания будет неодинаковым.

- общественное сознание зависит от общественного бытия. Становление новой формации всегда сопровождается перестройкой сознания.

- общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь: термин "общественное сознание" характеризует безличностное сознание: общее содержание какого-то усредненного, надындивидуального сознания, которое выступает в качестве принудительной силы по отношению к сознанию индивида. Этим, как считают критики теории общественного сознания, умаляется активность и самостоятельность индивида, а также его ответственность за содержание собственного сознания: всегда есть возможность оправдаться ссылкой на обстоятельства. Индивидуальное сознание, в случае признания его полной зависимости от общественного сознания, перестает быть нравственно ответственным, что порождает умственную и нравственную лень. Возникает такое социальное явление, как ортодоксия (=господство коллективных умственных и нравственных установок над индивидуальным сознанием, работа которого прекращается, его содержание порождается не свободным творчеством самого индивида, а коллективными внушениями и демагогией). Духовная жизнь индивида как автономный творческий акт завершается.

- общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах; во-вторых, деление может быть проведено в связи с субъектами сознания, и тогда наряду с сознанием всего общества должно рассматривать сознание больших социальных групп и даже индивидуальное сознание. И, наконец, структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровня, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология (эмоциональный, чувственный уровень общ.сознания) и идеология (рациональный уровень общественного сознания).


24.06.2016; 21:28
хиты: 133
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь