Гегель-Фейербах-Маркс – такова классическая (рационалистическая) линия развития европейской философии 19в. Ей противостоял иррационализм (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницшэ), противопоставив тезису рационалистов о разумности мира антитезис «мир неразумен, человеком управляет слепая воля, инстинкт». Но и в рамках рационализма выделяют идеализм и материализм. Самым последовательным представлением рационалистического материализма является философия Гегеля.
Философия Гегеля оказала огромное, чарующее воздействие на европейское (а затем не только на европейское) сознание. Она отвечала общему умонастроению эпохи. Однако высшая точка развития нередко означает и начало его упадка, наступление кризиса. Так произошло и с гегельянством.
Уже к середине века оно подверглось критике с двух противоположных сторон: "слева" - со стороны материализма (Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс) и "справа" - со стороны идеалистического иррационализма (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор и Ф. Ницще).
Первым немецким философом, подвергшим развернутой критике систему и метод Гегеля с материалистических позиций, был ЛЮДВИГ АНДРЕАС ФЕЙЕРБАХ (1804-1872). Анализируя и критикуя религию, Фейербах пришёл к выводу о родстве религии и философского идеализма и выступил с критикой последнего в самой совершенной и последовательной форме, которой являлась философия Гегеля. Отрицая тождество бытия и мышления, Фейербах нанёс главный удар по исходному тезису гегелевской философии.
Философские воззрения Фейербаха: В своей философской эволюции Фейербах прошёл путь от гегельянства, объективного идеализма к материализму механистического толка.
Основные его сочинения: "К критике философии Гегеля" (1839), "Сущность христианства" (1841), "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842), "Основные положения философии будущего" (1843).
Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. С точки зрения Фейербаха, философия должна начинаться с признания реальности бытия как такового, т.е. природы или материи. Материя, по Фейербаху, является бесконечной в пространстве и времени, нет ничего существующего вне пространства и времени, но нет также и пространства и времени вне материи.
Однако его материализм не случайно называют антропологическим. Он природу, в отличие от материалистов XVIII в., рассматривал не как механизм, а скорее как организм. В центре его внимания - не отвлеченное понятие материи, а ЧЕЛОВЕК как ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО, единство души и тела, как "...единственный, универсальный и высший предмет философии". Человек, по Фейербаху, есть материальный объект и одновременно мыслящий субъект. Сущность человека составляют разум, воля и сердце (чувство).
Тело в его целостности, утверждал Фейербах, как раз и составляет сущность человеческого "Я". Духовное начало в человеке не отделяется от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически. С другими индивидами человек связан не социальными, а только природными узами.
В гносеологии, теории познания Фейербах выступал как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Критерием истины тех или иных научных суждений он считал согласие с ними большинства людей. "Истинно то, что соответствует сущности рода, - писал Фейербах". - Ложно то, что ему противоречит".
В соответствии с антропологическим принципом Фейербах по-новому интерпретировал само понятие "объект познания". Понятие объекта, по его учению, первоначально формируется в опыте человеческого общения. Поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, "Ты". Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.
Антропологический материализм Фейербаха возник как реакция на идеализм, прежде всего на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до такой степени, что отдельная человеческая личность оказалась исчезающе-ничтожным моментом. Фейербах встал на защиту именно индивидуалистического понимания человека, а точнее природно-биологического начала в человеке, от которого в значительной мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта, но которое от любого индивида неотъемлемо.
Социально-политические воззрения Фейербаха: Однако сферу общественной жизни Фейербах оставил вне материалистического понимания. Он считал, что движущей силой человеческой деятельности является индивидуальное стремление к счастью. Но человек не может быть счастлив вне человечества и вообще существовать вне его, поэтому стремление к собственному счастью заставляет человека выйти за рамки эгоизма и заботиться о счастье всего человечества.
Значение и судьба учения: В целом его антропологизм не вышел за рамки метафизического материализма. Отвергая гегелевский идеализм, Фейербах не воспринял и его диалектику. Он не понял, что диалектику можно развивать и на неидеалистической основе. Тем не менее, значение Фейербаховской критики идеализма огромно. Учение Фейербаха, несмотря на некоторую односторонность, сыграло важную роль в формировании классического марксизма и повлияло на целую плеяду русских философов – как марксистов (Плеханов, Ленин), так и немарксистов (Герцен, Чернышевский, Лавров).