Средневековая философия – длительный период времени (II-XIVвв.), который связан с христианской религией. Для этого этапа характерны господство религиозной идеологии и доминирование теологии.
Основные черты:
- Определённая идея мироздания – теоцентризм, который обозначает, что в основе мироздания находится Бог и эта идея пронизывает все части средневековой философии (объективный идеализм)
- Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Этот догмат о творении всего сущего переносил центр тяжести с природного на сверхприродные начала. (Такое абсолютное начало – Бог, а весь мир – результат его творения, всё определяется этим божественным началом).
- Телеологизм – идеалистическое учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели, которые или устанавливаются богом, или являются внутренними причинами природы;
- Провиденциализм – вера в божественную предопределённость всего существующего
- Важная особенность – авторитарность: последним аргументом всегда остаётся отсылка либо к авторитету Священного Писания, либо к трудам Отцов церкви. Господство христианства диктует подобный образ мысли и определяет превосходство теологии над другими видами знания.
- В области гносеологии развивались идеи божественного откровения и приоритета веры над разумом. Бог не познаваем, но может открываться человеку в результате откровения. В связи с этим абсолютизировалась роль Евангелия, Священного Писания и актуализировалась проблема соотношения веры и знания, веры и разума, которая тем или иным образом решалась в сторону преимущества веры. Эта особенность называется фидеизм. Фидеизм отрицает мировоззренческое значение научного познания, отводя главную роль в понимании мира религиозной вере.
Этапы развития средневековой философии:
- Этап апологетики (Тертуллиан)
- Этап патристики(2- 8,9 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта)
- Этап становления схоластики((9–12 вв.)–Боэций, Эриугена, П.Абеляр, Августин)
- Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)
1. Апологетика. На основе Евангелия философы пытались решать философские вопросы. Понятие веры как высшей истины выражено в период апологетики в его крайней форме. Что в последующие периоды видоизменилось и нашло более мягкое выражение. Тертуллиан (3 век) считал, что доказать существование бога невозможно, в него нужно только верить (“Верую ибо это нелепо”, “Вера выше разума”). Вера – единственный способ объяснения чудес христианства. Философия должна подчиниться теологии, как разум вере. Сущ. непримиримое разногласие между религией, божественным откровением, священным писанием и чел. мудростью.
2. Патристика. Основные проблемы периода: систематизация христианского учения, определение основных догм, теодицея (проблема оправдания бога). Установление официальной догматики, систематизация христианства; для выполнения этой задачи необходимо использовать наследие античного мышления в его идеалистической форме. Большое влияние – учение Платона (на Аврелия Августина – у него синтез христианства и древних доктрин)
Философия А.А. теоцентрична, Бог–высшая сущность. Он существует независимо от всего остального, мир существует благодаря божественной воле. Бог создал этот мир и постоянно все контролирует, продолжает творить мир. Счастье человека–в познании бога, инструмент познания–душа. Душа состоит из разума и воли. Выбор между добром и злом делает воля. Воля – основа духовной жизни. Бог дал человеку волю, и он обладает свободой выбора, в который бог не может вмешаться. Бог–абсолютное добро. Чем дальше человек от бога, тем больше зла. Спасение- в руках человека( он волен выбирать добро).
- Схоластика. Тип религиозной философии, которая стремится к соединению догматических предпосылок с рационалистической методикой. Центральная проблема – спор об универсалиях – общих идеях, об отношении единичного к общему и о реальности существования общего. В зависимости от ответа – 3 позиции:
§ Реализм. Общее существует реально, в виде идеальной или реальной «вещи» и не является простым конструктом человеческого ума. Общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей (дом вообще существует как и конкретный дом). Поддерживался церковью (не конфликтовал с официальным вероучением, служил доп.обоснованием бытия Бога). Представители – Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский.
§ Номинализм – противоположная реализму позиция. Универсалии – простые имена вещей, существуют только в разуме человека, не обладают самостоятельным существованием в качестве вещи. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Представители – Иоанн Росцелин, У. Оккам.
- Концептуализм – философская позиция, примиряющая реализм и номинализм. Существуют отдельные вещи, а общее приобретает реальность в сфере ума в виде понятий. Создатель – П. Абеляр.