пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

32. Смысл человеческого существования. Ценности повседневной жизни и культура чувств.

О том, что у человека могут быть безмерно дорогие для него жизненные установки, знали давно. Однако общепринятого слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось только в XIX в. Незыблемую сокровенную жизненную ориентацию философы назвали ценностью. Это и есть то, что придает смысл человеческой жизни и делает её полноценной.

Аксиология  учение о ценностях.

Ценности – характеристики объектов и процессов, имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека. Ценности могут быть материальными и духовными, последние выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. д.

Ценность – то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением.

 

Ценностные отношения возникают в результате включения того или иного объекта в сферу интересов человека и его деятельности.

Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразия оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого – малую или вообще никакой. Ценность как регулятор поведения подразумевает выбор, допускает полярность решений, что свидетельствует о двойственной природе ценности. Учитывая смысл одной и той же ценности, можно отвергать или принимать событие, давать положительную или отрицательную его интерпретацию и оценку.

Некоторые исследователи выделяют различные типы ценностей, например:

 витальные (лат. vita – жизнь), связанные с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья, идеального образа жизни;

 социальные, связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием, комфортной работой;

 политические, связанные с идеалами свободы, правопорядка и социальной безопасности, гарантией гражданского равенства;

 нравственные, связанные с идеалами справедливости, чести, добра и т.п.;

 религиозные, связанные с идеями Бога, откровения, благодати, молитвы и т. д.

 идеологические, связанные с поиском смысла жизни, предназначения человека, идеала будущего;

 художественно-эстетические, связанные с идеалами прекрасного, гармонии, возвышенным смыслом и идеалом красоты;

 семейно-родственные, связанные с идеалами семейного уюта, благополучия и гармонии интересов, взаимопонимания и уважения идеалов различных поколений, гармонии семейной традиции и обновления их;

 трудовые, связанные с идеалами мастерства, талантливости, справедливого удовлетворения результатами труда и т.д.

Но существуют две триады, в которых испокон веков воплощалась идея высших духовных ценностей человека:

ИСТИНА, ДОБРО, КРАСОТА

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ

В разное время эти универсальные ценности могут восприниматься внутри конкретной иерархии. У древних мыслителей в триединстве Истины, Добра и Красоты на первом месте было Добро, в Новое время – Истина. Ф. М. Достоевский устами одного из своих персонажей возвестил: «Красота спасет мир».

Если практическое сознание формируется как приспособление к структурам повседневных дисциплинарных пространств, а теоретическое сознание ориентируется на идеальное положение вещей, то каким образом удается примирять чувство реальности с желанием свободы? Могут ли и если могут, то при каких условиях, наши мечты о справедливости, счастье, свободе исполниться в условиях повседневной жизни, которая властно диктует нам логику поведения? Иногда этот конфликт понимают как противоречие разума и тела: чувства и желания определяются телесными и материальными потребностями, а мысли и идеи формируются в "чистом разуме", который не принимает во внимание эмпирических условий существования. Но на самом деле тело и разум находятся в относительном согласии: чувства и желания чаще всего рациональны, а идеи разума подпитываются энергией желаний и потребностей. Это может служить ключом к пониманию соединения "земного" и "небесного" в человеке, ведь жизнь, по сути дела, и есть искусство компромисса, в ходе которого происходит рационализация чувственности и одухотворение рациональности.

Размышляя о том, как знания о добре и зле могут определять поступки человека, подчиненного страстям, как "бессильные" мысли могут сдерживать обладающие мощной энергией желания, следует принять во внимание наличие особого рода "средних" чувств, таких как страх,

стыд, совесть и т.п. Они интересны тем, что представляют собой эмоциональные чувственные состояния, а не идеи, и в то же время возникают как реакция на иные другие более витальные, т.е. природные, чувства – вожделение, голод, агрессию и т.п. Сегодня, в век разума, эти чувства считаются даже недостойными человека, во всяком случае, страх и стыд уже не культивируются в современной педагогике. Между тем они играют важную роль в процессе замещения "низких" чувств "высокими".

Проблема нравственного поведения состоит в том, что одного лишь знания о добре и зле недостаточно для детерминации поступка. Попробуйте, например, бросить курить. Мы знаем, что капля никотина убивает лошадь, но это знание о вреде табака неспособно заставить нас отказаться от сигареты. Однако если бы мы были воспитаны так, что курить было бы стыдна, если бы окружающие смотрели на курильщика с отвращением, как на "тихого" убийцу самого себя, окружающих и природы, то одному чувству (желанию курить) эффективно противостоял бы не "чистый разум", а другое чувство (страх и стыд перед окружающими). Собственно говоря, таков же механизм "работы" и более высоких, нравственных понятий. Любовь, нравственная солидарность, добродетель – такие формы жизни, которые опираются не на рациональные рассуждения, а на чувства чести, долга, совести, т.е. на любовь и стремление к высшим ценностям.


11.01.2019; 01:14
хиты: 101
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
метафизика
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь