Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его тео ретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовн ое облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но ми ровоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом можно было бы дать следующее определение: мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека (и общест ва) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или мате риалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущност ной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга. Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которо му истинное бытие принадлежит не материи, а духовному на чалу — разуму, воле. В мировоззрении находит свое завершение целостность духов ности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человече ства, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существу ет в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в орга ническом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим поделам его. Итоговое определение соотношения философии и мировоззре ния можно сформулировать так: философия — это система ос новополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Проблема ценностей в составе мировоззрения теснейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения. Вера, утвержденная на глубокой нравствен ной потребности души, изящно оживленной «теплым дыханием чувств», — один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Может ли быть так, чтобы человек в течение всей своей жизни ни во что не верил? Такого
ему недоступная, но в ней что-то схватывается силой интуиции, на чем и вырастает вера. Акт веры — это сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свой ственное каждому человеку, особенно
художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. Кроме того, у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравств енно-психологическая необходимость веры: без нее, как и без до казательного знания, жить не только духовно, но и практически невозможно. Да и никто и не живет — ни самый отъявленный пессимист, ни воинствующий атеист. При этом нельзя противопо ставлять разум и веру или веру и знание как нечто «несовместное». Старинная мудрость гласит: «Не только как, но и во что мы верим, выражает сущность духовного мира человека». Скажем, вера в добродетель опирается на чувство ее необходимости, на чувство того, что она слита воедино с моим сокровеннейшим «Я», которое нравственно воспитано и социально абсолютно необходимо. Далее, нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Любой атеист тоже преисполнен веры — в самого себя, в свои убежд ения, в своих близких, в то, что мир есть «движущаяся материя, данная нам в ощущениях». Ведь это никто никогда не доказал и никто никогда доказать не сможет, в это можно только верить. Нельзя же учение физики о материи считать исчерпывающим: это лишь грань или срез знания, а нецельная картина всего сущего. Или возьмем другой пример. Мы верили в светлое будущее ком мунизма. Но разве это — научное знание? Конечно, нет. Это самая настоящая, притом слепая, вера. Мы верили в «гениального вождя и учителя всех народов». Что это, как не мифология, атеистичес кая религия? Тут только иконы иные, а вера самая настоящая, неистово-злая: это религия идолопоклонства. В самом же нормальном понятии собственно религиоз-
годаря ей наши обязанности и законы приобре тают большую силу, будучи представлены нам как законы Бога, отчасти в силу того, что представление о возвышенности и доброте