пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

1.Что такое философия? Ее предмет, функции, структура философского знания.

Философия — это все единосущее, «схваченное в мыслях»; квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью.

Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склон ность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово «философия» восходит к Пифаго ру, буквально означая любовь к мудрости, т.е. любомудрие. Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы
иметь целостное представление о мире; он, по словам С. Н. Булгакова, не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить
ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти вопросы, сделать вид, что они не существуют, практически их игнорировать, как это, посути дела, предлагают позитивизм1 и разных оттенков агностцизм, в том числе и неокантианство2, особенно позитивистского толка. Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его
субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде, и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п. «Ее задача — не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существую щее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство». Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия ист ории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антро пология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории по знания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился премет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разде лы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный ха рактер: все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом. Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл

бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и фило софия истории, а также история самой философии — таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение. Словом, философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоян ный поиск нового. Говорят, что филосо-

фия в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя со гласиться: любой истинно философски мыслящий человек опира ется не только на эмпирический материал других наук, но всю свою сознательную жизнь зорко наблюдает, следит за потоком живой истории, присматривается к поведению людей, к кипению страстей социальной жизни, а через искусство сталкивается с от ражением жизни в конкретно-уникальных, хотя и типизирован ных образах. Так что философ пользуется и прямым наблюдением. В заключение можно отметить, что философия существует и развивается не только, если можно так выразиться, в академической, университетской форме, в виде специально философских со чинений, но и в совсем не похожей на науку
форме, например в виде творений писателей, когда они через художественные образы, через образную ткань искусства выражают порой гениальные собс твенно философские воз
зрения.

 

 


10.01.2019; 23:43
хиты: 122
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
метафизика
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь