Социальное воспитание – целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых ему для успешной социализации.
Изначально в основе социального воспитания лежала христианская мораль. Изменение целей и задач данного процесса произошло после октябрьской революции, и в начале ХХ века особый интерес вызывало изучение взаимосвязи общества и школы и влияние школы на социальную среду. Данный термин употребляют в двух значениях: государственный орган, функцией которого является управление детскими воспитательными и образовательными учреждениями и передача общественного опыта от одного поколения другому. В советский период вместо социального воспитания использовался термин «коммунистическое воспитание».
Сущность социального воспитания:
- Воспитание подросткового поколения в социуме.
- Высококачественное образование и воспитание детей.
- Воспитание всех возрастных групп и социальных категорий.
Принципы социального воспитания – основополагающие идеи и ценностные ориентации воспитания человека, отражающие уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности.
Принципы социального воспитания:
- Принцип ценностной ориентации (способствует становлению социально ценных взглядов, отношений, убеждений, поведения человека, обеспечивает формирование у него потребности в творческой деятельности на благо других людей – патриотизм, милосердие. Педагог ориентирует ребенка на ценности характерные для данного общества, с другой стороны на отношение к обществу и отдельным людям, как ценности).
- Принцип культуросообразности (организация социального воспитания в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, а также их специфическими особенностями).
- Принцип природосообразности (построение социального воспитания на основе понимания взаимосвязи естественных, природных и социальных процессов и в соответствии с полом и возрастом человека.).
- Принцип вариативности социального воспитания (определяется многообразием интересов личности и общества, предполагает учет этнических особенностей и местных условий).
- Принцип дополнительности (комплементарности) (отражает связь воспитания с другими условиями развития человека. Он предполагает что воспитание является одним из условий развития наряду с природными, социальными, культурными условиями).
- Принцип центрации социального воспитания на развитии человека (создание условий для целенаправленного развития личностных, индивидуальных и субъективных свойств человека; социальное воспитание должно быть направлено на помощь человеку в самосовершенствовании, исходя из его приоритета перед группой).
- Принцип социальной ответственности (направлен на стимулирование у человека стремления к активной общественной деятельности с учетом многообразия социальных групп, способствует утверждению в обществе норм гуманитарности по отношению к людям, отклоняющимся от социальной нормы).
К институтам социального воспитания относятся семья, образовательные (воспитательные), общественные и религиозные организации, учреждения культуры. Под институтами социального воспитания понимают организации и структуры, призванные оказывать на человека целенаправленное воспитательное воздействие с целью его социализации.
Важнейшим институтом является – школа. К социализирующим функциям школы относятся: 1) эмансипация. Т.к. требуется высокий уровень самостоятельности, ребенок избавляется от первичной зависимости от родителей. 2) Усвоение общественных ценностей и норм. 3) Социальной дифференциации.
Социализация – процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивидуально в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением.
Функции деятельности социального педагога:
- Диагностическая функция (выявление детей, нуждающихся в социальной защите).
- Прогностическая функция (прогноз процесса воспитания и развития личности ребенка).
- Посредническая функция (установление контактов между семьей, личностью и социальными институтами).
- Коррекционно-реабилитационная функция (создание условий для коррекции нарушений детей).
- Охранно-защитная функция (использование всего комплекса правовых норм для защиты прав и интересов детей).
- Предупредительно-профилактическая функция (приведение в действие мер для профилактики нарушений у детей).
- Эвристическая функция (создание развивающей среды).
Агенты социализации – те, кто влияет на процесс научения и в решающей степени формируют его. К ним относятся:
- Семья (первичный агент, оказывает функциональное воздействие не только на социализацию, но и становление всей структуры личности).
- Группа ровесников (первичный агент, выполняет функцию «охраны» от авторитета взрослых в процессе социализации и позволяет проявлять новые социальные статусы и роли).
- Образовательное учреждение (вторичный агент, дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект и формирует ценности и нормы поведения).
- Средства массовой информации (вторичный агент, формирует ценности, образы героев и антигероев и дает образцы поведения и знания о структуре общества).
Человек является не только объектом и субъектом социализации, но также может стать и жертвой неблагоприятных условий социализации. Социально-педагогическая виктимология разрабатывает принципы, цели, формы и методы профилактики и коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек может стать жертвой. Жертвы социализации могут быть реальными (инвалиды, сироты и т.д.), потенциальными (люди с пограничными психопатическими состояниями) и латентными (не имеющими возможности реализовать свои способности).
М е х а н и з м о м с о ц и а л ь н о г о в о с п и т а н и я , как и воспитания в целом, выступает преодоление кризисов, связанных с включением человека в систему общественных отношений. В процессе преодоления кризисных ситуаций, вызванных как влиянием внешних условий, так и внутренними факторами, актуализируются внутренние силы человека, проявляются способности в сфере социального творчества, приобретается или изменяется опыт взаимодействия с другими людьми, социальными группами и социальными институтами.
Семья — это естественная среда жизни и развития ребенка. Семья является «промежуточным звеном» между обществом и растущим человеком, она не только опосредует влияния общества на ребенка (защищает, закаляет, объясняет, приучает к нормам общежития, дает нравственные ориентиры поведения),но и сама оказывает формирующее влияние на социальное поведение и деятельность ребенка. Именно в семье он получает первый опыт межличностных отношений, в семье закладываются основы его жизненной позиции.
Среди основных функций семьи особо выделяется функция социализации ребенка, его включения в общество: по мере взросления ребенка в семье постепенно возрастает его ответственность и свобода действий, перераспределяются его обязанности и права по отношению к другим членам семьи.
С е м ь я выполняет чрезвычайно важные функции в воспитании ребенка,нарушения в выполнении которых в ряде случаев не могут быть компенсированы другими социальными институтами. Поэтому взаимодействие социального педагога с семьей предполагает оказание помощи семье в выполнении ею воспитательных функций.
В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми.
Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.
В. И. Андреев выделяет семь стилей семейных взаимоотношений1:
1. Сотворчество — идеальный вариант взаимодействия, когда все наиболее
значимые проблемы преодолеваются путем их обсуждения и совместного творческого решения.
2. Сотрудничество — для этого стиля взаимоотношений характерны взаимопомощь и взаимоподдержка.
3. Паритетные — т.е. равные, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи.
4. Независимые — каждый член семьи действует автономно от другого, якобы уважая свободу и независимость других.
5. Конкурентные — характеризуют стремление противопоставить одного
другим, иметь преимущества перед остальными членами семьи.
6. Конфликтные — любые решения, обсуждение семейных проблем с неиз-
бежностью приводят к конфликту.
7. Авторитарные — это тип взаимоотношений между родителями и детыми, когда родители стремятся в любой ситуации подчинить поведение детей своей
воле.