Военно-политическое руководство страны, возглавляемое И.Сталиным, своей антинародной внутренней и авантюристической внешней политикой поставило СССР на грань катастрофы. Лучшие военные кадры Красной армии были репрессированы, и об этом хорошо знало германское командование. В армии не поощрялась инициатива командиров, что порождало склонность к шаблонным действиям, к использованию устаревших схем. Боевая подготовка военных была очень низкой.
Советская военная техника и вооружения качественно уступали немецким, хотя и превосходили их в несколько раз по количеству. Перевооружение проходило медленно. Сталин отказывался верить фактам, которые свидетельствовали о подготовке Германии к вторжению. Когда же стало очевидно, что война неминуема, появилась директива о приведении войск в состояние боевой готовности. Но в войсках этот приказ был получен тогда, когда война уже началась.
В размещении войск внутри округов было много недостатков и ошибок, позволивших фашистам в первые дни войны совершить глубокие прорывы и окружить крупные советские соединения. Существенной ошибкой советского командования был демонтаж инженерных оборонительных сооружений на советско-польской границе, с сентября 1939 г. находившихся в тылу Красной армии.
Сталинское руководство фактически дезориентировало население страны и армию, убеждая их, что в будущей войне советские войска будут вести военные действия «на вражеской территории», «малой кровью» и превратят ее в гражданскую - «войну мирового пролетариата с мировой буржуазией».