Поскольку причины и условия преступности весьма многообразны, то предпринимались разные попытки по их систематизации и классификации. Классификация может производиться по различным основаниям. В теории факторов криминогенные детерминанты классифицировались по их происхождению на индивидуальные (антропологические), социальные и физические.
По характеру криминогенные факторы делят на объективные и субъективные. К первым относят такие, которые в настоящее время не поддаются непосредственному устранению, например уровень надежности техники. Их профилактика связана с нейтрализацией, блокированием и т.д. К субъективным обычно относят разного рода недостатки, которые могут быть устранены. Это недостатки в деятельности правоохранительных органов, плохой учет материальных ценностей, недостатки воспитания в семье и т.д.
По глубине действия причины и условия делят на коренные и некоренные, главные и неглавные, или на причины первого порядка и причины второго порядка. К коренным относятся те причины, которые оказывают воздействие на все стороны жизни общества и могут быть устранены только путем его трансформации.
По полноте учета всех обстоятельств причины классифицируют на полные и специфические (ближайшие, непосредственные). Полная причина — это совокупность всех обстоятельств, вызывающих следствие. Специфическая — это и есть собственно причина, это одно обстоятельство из всей совокупности, которое генетически связано со следствием. Такая классификация наиболее близка к кондиционализму, но не тождественна ему, поскольку в ней не стираются различия между причиной и условиями.
Есть классификация, исходящая из комплексного характера предмета криминологии и разделяющая криминогенные факторы по уровням действия. Эта классификация подразделяет причины на три иерархических уровня: 1) причины преступности как социального явления в целом; 2) причины видов преступности; 3) причины конкретных преступлений.
В соответствии с качественным различием этих уровней качественно различается и характер детерминации: для преступности это социально-экономический, для видов преступности — социально- психологический, для отдельного преступления — нравственно- психологический (личностный). Более высокий уровень детерминант выступает для низшего в качестве возможного (как условие проявления). Действительное (явление низшего уровня) прямо из него выводить нельзя. Хотя причины на всех уровнях разнопорядковые, все они имеют социальную природу.
1. Классификация по уровню действия (субординации). Различают несколько видов уровневого подхода. Первый из них выявляет причины и условия:
• преступности в целом как определенного социального явления, существующего в конкретных социальных условиях и проявляющегося в совокупности общественно опасных деяний – преступлений;
• различных групп (видов, категорий) преступлений, образующих структурные подразделения преступности (умышленные и неосторожные, насильственные и корыстные и пр.);
• отдельных видов преступлений (убийства, хулиганство, воинские преступления и др.).
Другой вид уровневого подхода предполагает выявление причин и условий преступности (в целом и отдельных структурных ее подразделений) на уровне:
• всего общества (макроуровень);
• отдельных его социальных групп и сфер общественной жизни;
• отдельного индивида.
На общесоциальном уровне выявляются наиболее общие причины и условия, с которыми связано само существование преступности в данных исторических условиях. На уровне социальных групп фиксируются причины и условия, характерные для этих групп и коллективов. На индивидуальном уровне речь идет о причинах и условиях конкретного преступления, совершенного отдельным лицом, здесь много индивидуального, субъективного и ситуативного, порой случайного (особенности личности, ее индивидуальный жизненный опыт, связи, знакомства, влияния, стечение обстоятельств и т. п.). Вместе с тем общесоциальные причины и условия преступности трансформируются в индивидуальные, а наиболее типичные индивидуальные причины и условия складываются в общесоциальные.
2. Важное практическое значение имеет классификация причин и условий преступности по их содержанию. Различают детерминанты преступности:
• политические;
• экономические;
• идеологические;
• социально-психологические;
• организационно-управленческие.
3. Поскольку причины преступности проявляют себя в качестве таковых через психологию, сознание людей (формируя или поддерживая, оживляя или усиливая антисоциальные взгляды, стремления и побуждения), в конечном итоге преступность всегда связана с социально-психологическими детерминантами. Это основа для психологической классификации причин и условий преступности. Социально-психологические явления – взгляды, традиции, привычки – часто называют субъективными детерминантами преступности, а все, что находится вне индивида и влияет на его психологию, – объективными ее детерминантами.
Объективными являются причины и условия, существующие независимо от воли и сознания людей (исторически обусловленный уровень развития общества, экономики; стихийные бедствия и иные явления природы и др.). Субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило, результатом недостатков этой деятельности, ошибок и упущений (в планировании, культурно-воспитательной работе и др.).
4. Причины и условия преступности можно различать и по направленности, механизму их действия. Одни из них детерминируют неблагоприятное нравственное формирование личности (недостатки семейного, школьного, армейского воспитания, отрицательное влияние окружения и др.), другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями.
5. Причины и условия преступности классифицируются также с точки зрения их временной и пространственной распространенности. Здесь различают:
• причины и условия, действующие относительно постоянно и временно (в связи с разовыми обстоятельствами или событиями);
• причины и условия, действующие на всей территории государства, в отдельных его регионах и специфических зонах (республиках, портовых городах, курортных зонах, прилегающих к государственной границе, и др.), а также имеющие местный, локальный характер.