Новый, Удельный Порядок Княжеского Владения.
Дальнейший Внутренний Распад Руси Происходил Уже В Связи С Установлением Нового, Удельного Порядка Княжеского Владения, Которое Совершилось Не Без Влияния Новых Условий Жизни, Созданных Татарским Нашествием.
Тенденция К Установлению Такого Порядка Проявилась, Как Мы Видели, Еще До Татар И Стояла В Связи Частью С Размножением Княжеского Рода, Распадением Его На Отдельные Ветви, Частью С Развитием Княжеского Сельского Хозяйства. Но Полной Оседлости Князей Все-Таки Не Возникало До Самого Татарского Нашествия. Татарское Нашествие Ускорило Процесс Оседания Князей. После Погрома Князьям Пришлось Самим Восстанавливать Свои Волости, Созывать Население, Отводить Ему Земли, Определять Подати И Повинности, Открывать Новые Источники Доходов. Другими Словами — Князьям Пришлось Быть Не Только Правителями Обществ, Но И Их Создателями, Организаторами Народного Труда, Хозяевами. Но При Таких Условиях Князья Естественно Должны Были Дорожить Своими Волостями, Не Покидать Их До Конца Жизни И Передавать Детям. Затем: Ввиду Грозной Силы И Власти Хана Князья Стали Инстинктивно Держаться Того, Чем Уже Владели, Так Как Всякие Расчеты На Новые Волости Стали Неверны: Все Зависело Тут От Воли И Расположения Хана, Часто Непостоянного И Капризного. Это Настроение Князей Ясно Выразил Князь Лев Данилович Галицкий, Которого Двоюродный Брат, Владимир Васильевич, Уговаривал В Бытность В Орде Не Искать Под Его Преемником Княжения Волынского. «Чего Мне Под Ним Искать После Своей Смерти, — Говорил Лев Данилович, — Все Мы Под Богом Ходим; Помоги Бог И Своим Управиться В Такое Время». Сами Татары В Состоянии Были, Конечно, Понимать Прочное Княжеское Владение, А Не Смену Князей, Ибо Постоянное Княжеское Владение Было Для Них Удобнее, Покойнее, Давало Им Возможность Легче Осуществлять Свои Требования К Руси, Чем Подвижное, Сменное Владение. При Таких Обстоятельствах Мало-Помалу Затихло И, Наконец, Прекратилось Совершенно Передвижение Князей Со Стола На Стол, А Затем Появилась И Идея Удела, Воззрение На Территорию Княжества Со Всем Несвободным Населением Как На Собственность Того Или Другого Князя, Которую Он Может Передавать По Наследству И Отчуждать В Другие Руки. Старина Сохранилась Только В Отношении К Главным Городам Областей, Которые Вместе С Некоторой Властью Над Младшими Родичами Стали Передаваться Ханом В Известной Очереди. Но Старшинство И Главный Город Стали Даваться Ханом И Добываться Князьями Уже Только В Придачу К Коренному Владению, Уделу.
Так Татары Ускорили Установление Удельного Порядка На Руси. В Исторической Литературе Эта Роль Татар Не Отмечена И Не Оценена По Достоинству. Наши Историки-Юристы — Кавелин И Соловьев — Выводили Удельный Порядок Из Естественного Развития Княжеских Отношений При Размножении Рода. С Размножением Рода Ослабевают Родственные Связи, И Общинное Владение Естественно Рушится, Заменяясь Семейным, Частным. Так Объяснял Дело Кавелин. Соловьев Прибавил К Этому Еще Содействие Новых Городов, Возникших В Суздальской Руси Благодаря Стараниям Князей И Поддерживавших Князей В Их Борьбе С Родовыми Преданиями. Историки-Экономисты, Как, Например, Ключевский, Главным Фактором, Породившим Удельный Порядок, Считают Экономическую Эволюцию, Произошедшую В Суздальской Руси, Тот Перевес, Который Получило Там Земледелие, Причем Князьям Пришлось Стать Организаторами Народного Труда. В Этих Объяснениях Правильно Отмечены Производящие Причины. На Наш Взгляд, К Этим Внутренним Причинам Надо Присоединить И Влияние Могучего Внешнего Фактора, Который Ускорял И Усиливал Действие Внутренних Причин, Обострял Процесс И Вместе С Тем Обобщал Его, Делал Его Не Местным Только Суздальским, Но Общерусским. Не Касаясь Западной И Юго-Западной Руси, Которая В Течение Дальнейшей Своей Исторической Жизни Отбилась От Главного Русла, Остановим Наше Внимание На Руси Северо-Восточной И Попытаемся Выяснить Себе Те Экономические И Социальные Условия, Которые Создались Здесь С Прибытием Татар, И Которые, В Свою Очередь, Влияли На Уклад Политической Жизни Страны.