пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Постклассическая философия: иррационалистическое направление, "философия жизни", феноменология

) Под постклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 ст. вне пределов немецкой классической философии. Последняя, однако, имеет самое прямое отношение к возникновению этих течений, ибо она самим фактом своего присутствия и влияния на умы современников, стимулировала критическое отношение к себе и стремление ее преодоления.

 

Начиная с эпохи Возрождения и Нового времени и вплоть до середины 19 ст. в Западной Европе складывалась и упрочивалась традиция рациональной философии, нашедшая свое окончательное оформление в философских системах представителей немецкой классической философии, прежде всего И. Канта и Г. Гегеля.

 

Реальная история 18 и 19 вв., однако, не востребовала эту философию: вознесенный на вершину человеческих ценностей в классической немецкой философии разум оказался бессильным как объяснить, так и предотвратить дисгармонию и хаос, которые стали содержанием общественной жизни. Вместе с крахом Наполеоновской Франции в начале 19 ст. были посрамлены высокие идеалы эпохи Просвещения и разума; в 30-40-е г. г. в Германии и Франции резко обострилась классовая борьба, обозначившая непримиримые позиции в обществе. Этот раскол усугубился к концу 19 ст. и вылился в попытку коренного переустройства самих основ экономической и общественной жизни (Парижская Коммуна в 1871 г.). Франко- Прусская война 1870- 1871г. г. вынесла свой приговор духовным ценностям эпохи рационализма. Прогрессистские иллюзии относительно будущего золотого века были развеяны.

 

Другим фактором, оттеснившим немецкую классическую философию, стала революция в естествознании и промышленная революция. Триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электромагнитной индукции, Ампером – теории магнетизма; к концу 19 в. открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и др. не могли остаться незамеченными общественным сознанием. Все это происходило на фоне интенсивного применения знаний для модернизации производства и технических новаций. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем телефон, радиосвязь и многое другое. Техника агрессивно вторгалась в духовную жизнь, завоевывая в ней ведущие позиции. Европеец оказался вовлеченным в этот процесс; наука и техника становились более ценной “философией”, ибо их использование обещало новые блага.

 

Обращает на себя внимание и такое обстоятельство, как демографический взрыв, происшедший на Европейском континенте. Если в период с 6 в по 1800 г. население Европы не смогло превысить 180млн. человек, то начиная с 1800г. по 1914г. оно достигло 460 млн., то есть выросло более, чем в 2, 5 раза. Приход массы на арену истории ознаменовал одновременно и смещение акцентов в культуре. Классическая философия уже не могла пользоваться успехом за пределами университетских кафедр.

 

Динамичный XIX век  ломал многие привычные представления людей. Вместе с радужными надеждами были и тревожные предчувствия, и опасения, и страх перед неизвестным. Все это обостряло интерес к чисто человеческим формам жизни, о которых рациональная философия умалчивала. Течения, составившие содержание неклассической философии, а именно экзистенциализм, идеи А. Шопенгауэра, “философия жизни”, прагматизм, да и позитивизм, несмотря на его приверженность науке, опыту, полезности,. и т. д. в сущности являются иррационалистическими. Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии.

 

Другая ее общая черта плюрализм (множественность) концепций, идей, подходов, течений, своеобразная “разноголосица” среди философов. Смысл того, что происходит можно уяснить только в том случае, если слышать всех разом, а не по отдельности каждого из них. 

 

Постклассическая философия и «философия жизни». Представители постклассической философии выступали против классического идеала рациональ­ной философии Нового времени. Характерным для этого течения являлось большее внимание к проблеме человека, попытки рассмот­реть его в «целостности» и во всем многообразии его душев­ных сил или выделить отдельные аспекты его природы в ка­честве основных, фундаментальных («воля» у Шопенгауэра, «воля к власти» Ницше). Общим для всех этих усилий было то, что они находились в оппозиции к традиционной идее «разума» и соответственно к немецкой классической фило­софии. Понятие «человек», или «жизнь», становится одним из ключевых для этой традиции. К постклассической философии в ши­роком смысле относят Ницше, Дильтея, Бергсона, Шпенгле­ра, Зиммеля, Клагеса, Шпрингера и др. Значительную долю ответственно­сти за объединение всех этих разнородных философий в одно «течение» несет работа Риккерта«Философия жизни» (1920), в которой автор пытается опровергнуть идеи, приобретающие необычайную популярность в первых десятилетиях 20 в., и показать, что они являются симптомом общего кризиса фи­лософии. Исход противостояния постклассической философии и неокан­тианства складывался в 1920—30-е гг. не в пользу последнего течения. Так, Кассирерв известной дискуссии 1929 в Давосе с Хайдеггером жаловался на несправедливость молодого поколения философов, отождествлявших неокантианство с ус­таревшей философией и обвинявших это течение в кризисе, в состоянии которого философия к нач. 20 в. оказалась. Общее критическое отношение постклассической философии к Кантудей­ствительно было воспроизведено в отношении экзистенци­альной философии (в первую очередь Ясперса) к неоканти­анству. Тенденции постклассической философии оказывают сильное влияние на школу немецкого романтизма. Рациональности мышления противопоставляется (в.т.ч. у Шлейермахера, Новалиса) непосредственность веры и живые потребности «глу­бин души» (des Gemutes).

 

Ницше. Немецкий философ Ф. Ницше, последний в це­лом наследует одну из наиболее ее важных черт постклассической философии — антирационализм. В «Рождении трагедии» Ницше рассказывает о том, как греческий «теоретический человек» пытался примирить искусство и науку с жизнью. Антагонизм между историей как наукой и жизнью становится также темой его «О пользе и вре­де истории для жизни». История (Historie) не должна быть «чистой наукой», но должна служить «целой жизни», являю­щейся силой неисторической. Молодежь вновь должна «учиться жить», «жизнь предшествует познанию». Поначалу Ницше надеется на новое «рождение жизни», обновление дионисийской «полноты жизни» благодаря искусству и музыке, впоследствии, однако, признает, что философ должен быть более внимателен к «трагическому» в жизни.

 

Бергсон. К кон. 19 в. становится заметной тенденция, направленная на преодоление рационалистического дуализма между субъектом и объектом (Бергсон, Дильтей). Полагают, что в феноменах внутренней жизни, ее психических и исторически-культурных проявлениях (Дильтей) невозможно найти точку опоры для но­вой философии. Бергсон также считает, что наука никогда не достигнет полного богатства жизни физика и химия не в со­стоянии своими механистичными методами полностью объяс­нить загадку тела. Идея Бергсона о том, что рациональный ме­тод не способен охватить «текучую континуальность жизни», «жизнь как поток» оказывается чрезвычайно важной для фи­лософии У.Джеймса.

 

Дильтей. В свою очередь прагматизм (Дьюи, Джеймс) вносит вклад в формирование широкой традиции, условно обозначаемой как постклассическая философия тем, что показывает важность теории истины для жизни человека. Дильтей, как и Бергсон, отрицает традиционную метафизику. Оба мыслителя стремятся перенести разработанные ими для частных наук методы обратно в целое философии. Бергсон при этом предполагает существование виерациональной возможно­сти познания, которую он называет интуицией и которая, в противоположность дискурсивному познанию, есть сложное постижение объекта, посредством которого мы переносимся «внутрь предмета, чтобы слиться с ним». Именно благодаря этому интуиция, сама имеющая жизненную природу, может «привести нас в самые недра жизни». Дильтей предлагает це­лый комплекс методов (описательной психологии, сравнитель­ной психологии индивидуальности, исторический метод, метод анализа объективации человеческой жизни и др.), которые в совокупности смогут, по его мнению, приблизить нас к тайне человеческой жизни. При этом нацеленность на понимание жизни отличает философию Дильтея от всех поэтически-сво­бодных зарисовок т. н. «жизненнных философий», равно как и от иррационалистических течений философии жизни. Еще бо­лее точно специфику дильтеевской философии определяет то, что она является исторически ориентированной философией жизни. «Что есть человек, может сказать ему только его исто­рия». Понятия «жизнь» и «историческая действительность» ча­сто используются Дильтеем как равнозначные, поскольку ис­торическая реальность сама понимается как «живая», наделен­ная живительной исторической силой. «Жизнь по своему ма­териалу составляет одно с историей. История — всего лишь жизнь, рассматриваемая с точки зрения целостного человече­ства».

Тремя наиболее крупными представителями постклассической философии в нач. 20 в. являются Зиммель, Шелери Шпенглер. Зиммель также полагает, что интеллект «разрывает материал» жиз­ни и вещей, превращая его в инструменты, системы и поня­тия. Хотя «жизнь» и «понятие» не противопоставляются им полностью, он полагает, что жизнь следует не рациональной, но «витальной» логике, дать точное определение жизни нельзя, но ее можно понять как «постоянно перешагиваю­щую границы». Именно в этом заключается смысл жизни, который жизнь не может иметь в себе самой. Зиммель пола­гает также, что жизни присуще производить «больше жизни», «быть еще больше жизнью» и образовывать нечто «большее, чем жизнь» — т.е. создавать культурные образования (ср. «объективный дух» Гегеля и «объективации жизни» Дильтея, а также обсуждение проблем культуры в неокантианстве).

Позиция Шелера, полагавшего, что жизнь есть «изначальный феномен», который не может быть растворен ни в феноменах сознания, ни в телесных механизмах, ни в соединении этих двух аспектов, будучи прецедентом своеобразного соеди­нения философии жизни и феноменологии, оказала большое влияние на Хайдеггера. В постклассичесой философии жизни Шпенглера соединяются отдельные элементы философии Дильтея (противопоставление гуманитарных и естественных наук), однако отвергается метод описания.

В большей мере биологически ориентированная постклассическая философия Шпенглера пытается «бросить более непредвзятый взгляд» на мировую историю, увидеть «спектакль множественности культур», каждая из которых имеет «собственную форму собственную идею, соб­ственную жизнь, собственную смерть» В 20 в. идеи филосо­фии жизни развивались гл. обр. мыслителями, в той или иной мере опирающимися на Дильтея. Между тем отдельные пред­ставители постклассической философии (Литт, Шпрангер, Клагес) зачастую упрекаются в чрезмерной акцептации иррационального аспекта жизни, им приписывается определенная доля ответственности за развитие в 20-х гг. 20 в. вульгарной философии жизни, развитие антилиберальных настроений в Германии, что наряду с осмыслением опыта войны и превознесением «переживания войны» (братья Юнгеры (см. Ф. Юнгер, Э. Юнгер) и др.), по мнению многих современных социологов и политологов (Зонтхаймер и др.), способствовало при­ходу партии национал-социалистов к власти.

Постклассическая философия знаменовала собой большее внимание к человеку, человеческой жизни, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры. В этом состоит ее гуманистическое содержание. 


04.06.2015; 21:01
хиты: 144
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2025. All Rights Reserved. помощь