Особенности международного права защиты и поощрения прав человека как отрасли международного права
Говоря об особенностях международного права защиты и поощрения прав человека как отрасли современного международного права, можно утверждать следующее.

Во-первых, значение отраженных в гуманитарных конвенциях интересов человечества настолько велико, что их решения не могут быть сведены к учету количественного участия государств в той или иной конвенции. Скорее можно утверждать, что их базисные принципы и нормы имеют всеобщее непреходящее значение для всего населения нашей планеты независимо от неучастия в них отдельных государств. Все больше утверждается точка зрения о том, что существуют основополагающие обязательства для всего международного сообщества. В случае их дальнейшей разработки и применения с участием большинства государств они должны выполняться всеми государствами, и в том числе теми из них, которые не давали на принятие этих обязательств формального согласия. Такой новый подход к традиционному правилу о том, что договор не создает обязательств и прав для третьего государства без его на то согласия (ст. 34 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.), несомненно, оказывает революционизирующее воздействие на обеспечение и укрепление современного международного правопорядка. Любые ссылки государств на свои особенности, которыми они мотивируют неприсоединение к универсальным конвенциям в области прав человека, или заявление оговорок к ним, а также уклонение в иной форме от выполнения взятых по ним существенным обязательствам по обеспечению прав человека должны рассматриваться международным сообществом, в первую очередь, с точки зрения нанесения ущерба повсеместному и неуклонному соблюдению прав человека.
Во-вторых, в данной отрасли ограничено применение института оговорок к международным договорам, которые по общему правилу недопустимы в случае несовместимости с объектом и целями договоров (ст.
19 Венской конвенции о праве международных договоров). Оговорки к международным договорам по правам человека не должны наносить ущерб самому принципу защиты прав человека на недискриминационной основе. В консультативном заключении Международного Суда от 28 мая 1951 г. об оговорках к Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. указывается, что в связи с гуманитарной общечеловеческой ценностью положений договора государство не может отказаться от соответствующих обязательств, мотивируя отказ оговоркой.
В-третьих, международные договоры данной отрасли международного права характеризуются наличием значительного числа факультативных протоколов или статей по наиболее острым политико-правовым вопросам. Такой подход применяется с целью максимального расширения числа участников международных конвенций.
В-четвертых, многие договоры по правам человека являются бессрочными, не содержат статей о денонсации. Последнее оправданно в свете широко признаваемого положения о том, что права человека и основные свободы в качестве общего правила должны соблюдаться также в период чрезвычайных обстоятельств и вооруженных конфликтов.
В-пятых, обязательства по соблюдению принципов и норм, касающихся основных прав человека, не носят характера взаимности, а являются обязательствами по отношению к международному сообществу в целом (erga omnes); и все международное сообщество (любое государство или международные организации) может потребовать от государств соблюдения этих обязательств в случае грубых и массовых нарушений прав человека.