Рубеж ХХ-ХХI вв. ознаменовался мощным культурно-цивилизационным сдвигом, последствия которого мы только начинаем осмысливать. Появляются новые виды культурной деятельности, новые способы позиционирования (присутствия) в литературном процессе. Новые практики, новый опыт вызвали к жизни и новое понятие – культуртрегерство. Этот термин ввёл в обиход, обосновал, подкрепив личным опытом более чем четвертьвековой культуртрегерской деятельности поэт Виталий Кальпиди.
«Культуртрегер – это частный человек, который на безвозмездной основе занимается тем, чем должна заниматься антропологическая реальность – формировать, созидать, контролировать, сохранять». Культуртрегер – это человек, созидающий литературное пространство¸ имеющий собственную, строго определенную стратегию и тактику. Журналы, студии, фестивали, разовые акции важны здесь как ступени к достижению поставленной цели, как составляющие длительного, протяженного во времени процесса формирования культурной среды уральского региона, приращения ее культурного слоя.
Проект «Уральская литература – новая реальность» начался в 1995 году и продолжается до сих пор. Цель проекта – интегрировать современную уральскую литературу в общероссийский контекст, создать литературную ситуацию, сделать ее культурным событием, довести событие до статуса культурного знака.
С приездом В. Кальпиди в Челябинск был создан «Фонд Галерея», начато издание журнала «Несовременные записки», четко ориентированного на провинциальную ситуацию и провинциальных авторов. В 1998 г. вместе с Р.Валеевым, Д.Бавильским, Н. Болдыревым началось издание нового журнала «Уральская новь».
В 1996 г. фондом «Галерея» издана двухтомная антология «Современная уральская поэзия» и «Современная уральская проза».
В Сети открылся унифицированный сайт по уральской литературе, в задачи которого входило обратить внимание общественности не на отдельных поэтов, а на современную уральскую поэзию как уникальное явление.
Через 7 лет после выхода первого опыта «Антологии современной уральской поэзии» (1996 г.), появилась вторая книга в 2003-ем.
Презентации масштабного проекта Виталия Кальпиди «Антология. Современная уральская поэзия» (сокращённо СУП) прошли в ноябре – декабре 2011 года в Челябинске, Екатеринбурге и Перми. В «Антологии» собраны стихотворения 75 авторов, очень разных по эстетическим пристрастиям и предпочтениям. Среди них немало челябинцев: И.Аргутина, Н.Болдырев, С.Борисов, Я.Грантс, В.Кальпиди, А.Поповский, А.Петрушкин, К.Рубинский, Н.Ягодинцева и совсем молодые М.Еременко, Е.Коробкова.
Третий выпуск, в отличие от двух предыдущих, содержит неожиданное новшество – опыт рецензирования каждого из поэтов специально назначенным для него экспертом (высказывание поэта о поэте, которое, хотя бы отчасти, заменяет отсутствие профессиональной рефлексии).
«Антология» становится своеобразной площадкой для выработки языка литературной критики.
Особенность культурного проекта Виталия Кальпиди: во вступлении редактор пишет о «моральной» и «материальной» «неустойчивости» Интернета + именно книга может быть таким структурированным пространством, которое можно было бы назвать школой поэтической и критической мысли, а значит и школой понимания.
Показ поэтических видеоклипов, снятых уральскими режиссёрами на стихи уральских поэтов, это то, что привлекло молодых читателей и зрителей.
Говоря о содержании «Антологии Современной Уральской Поэзии», критики отмечают отсутствие в ней так называемой «почвенной», традиционной поэзии («Суп, приготовленный для читателя Виталием Кальпиди, имеет всё-таки весьма специфический вкус. В нём некоторых специй в избытке, зато других продуктов не хватает»).
С апреля 2012 по 6 января 2013 г. была создана сокращенная версия книги «Энциклопедия. Уральская поэтическая школа».
Историко-культурные и философско-поэтические смыслы такого уникального явления, как УПШ, открываются не только в стихах, но в хронике культурных событий, происходивших на городских ландшафтах Уральского региона, в биографиях их инициаторов и участников.
В последние годы изучение региональной литературы становится все более актуальным, т.к. открывает перспективы изучения феномена провинциальной литературы, являющейся полноценной частью общероссийского литературного процесса.
Янис Грантс (1968 г. – Владивосток). С 2002 г. живёт в Челябинске. Публиковался в журналах «Знамя», «Волга», «Урал», «День и ночь» и др. Лауреат Большой Независимой поэтической премии П (2008). Руководитель поэтической секции литературного объединения ЧТЗ им. Михаила Львова. Стихи Яниса Грантса включены в третий том «Антологии современной уральской поэзии», информация о нём – в «Энциклопедию УПШ» (2013)
В кн. «Бумень. Кажницы. Номага» вошёл сб. стихов «Мужчина репродуктивного возраста». «Бумень. Кажницы. Номага» состоит из двух книг, причём начинается со второй: «Книга №2. Музыка для беременных». Заканчивается, соответственно, книгой первой «Мужчина репродуктивного возраста». Композиция и заглавие демонстрируют игру с читателем, свойственную творчеству поэта.
Во многих стихотворениях Я. Грантса звучит мотив взрослой детскости, беззащитности взрослого человека перед миром, наполненным кошмарами. Детские страхи => тематика смерти. Мотивы смерти и детства мифопоэтически сближены, становятся метафорой, демонстрирующей несводимость мира к каким-то общим понятиям и правилам:
открывают птичьи клетки мертвецы.
разлетаются дрозды. щеглы. скворцы.
прижимает мишку плюшевого принц.
так, что пуговицы лезут из глазниц
Мир агрессивен по отношению к человеку, даже находящемуся в утробном состоянии. Человек находится в вечном состоянии борьбы и противопоставления себя миру, от этого возникает усталость и желание безопасности и покоя:
он замрёт в темноте, а труба пуповинная
будет гнать ему дым, будет – градусы винные.
и живот, как мембрана динамика вздуется
и певица в утробу закаркает с улицы
Город напоминает «сценическое пространство, ограниченное декорациями» и различными предметами театрального реквизита:
шумит развал. галдят скамейки.
блуждают сытые семейки;
трамвай восьмого маршрута
едет по воображаемым рельсам
Городская жизнь = череда мизансцен». В стихотворении «Кировка» Я. Грантс через призму восприятия лир. героем окружающей его среды, людей, пространства, описывает горожан, гуляющих по Челябинскому Арбату:
подолом щекоча брусчатку
парит невеста юбка всмятку.
усатый бард сдурел от скуки
он повыкручивал бы руки
всем пиво пьющим руки в брюки.
В стихотворении «Троллейбус» автор создаёт маргинальный образ горожанина-старушки, довольно распространённый во многих городах. Приметой именно челябинского текста выступает название остановки (станкомаш):
дышит одышкой. цветёт как самшит.
села в троллейбус. шуршит и шуршит.
шепчет. невнятно. и шарит ковшом.
в маленьком. среднем. побольше. большом.
с пола поднимет. уронит с колен.
свой бесконечный полиэтилен.
что ты там ищешь, смешная душа?
на “станкомаше” выходит, шурша.
В этом стихотворении Я. Грантс мерит жизнь человека с полиэтиленовым пакетом => показывая ненужность и незаметность человеческого существования.
Через маргинальные мотивы, образы, персонажей поэт передаёт опыт страдания человека, жестокость и тяжесть реалий жизни.
Жизнь не просто прошла мимо персонажей творчества Я. Грантса, она втоптала их в землю, обернулась катастрофой.
Мотивы неприкаянности, ощущения чуждости всего происходящего, неясность смысла жизни.
Главный герой в финале стихотворения остаётся глубоко несчастным внутри и искалеченным жизненными трагедиями. Смех в стихотворении «Тётя смеётся», как и во многих произведениях поэта, является единственным выходом из ситуации, казалось бы, безнадёжной:
мужа и сына похоронила выдала дочь за корсиканца
вот и придумала сланцы
вот и смеётся
кот о венозные ноги трётся
тётя смеётся
смеётся
смеётся
а что ещё остаётся
_____________________________________________
Этот термин ввел в обиход, обосновал, подкрепив личным опытом более чем четвертьвековой культуртрегерской деятельности поэт Виталий Кальпиди.
Фонд "Галерея", издательство "Галерея"; журналы: "Уральская новь" (В 1998 г. вместе с Р.Валеевым, Д.Бавильским, Н.Болдыревым началось издание нового журнала «Уральская новь».)
и "Несвоевременные записки".
1996 - двухтомник, первый опыт создать сборник; 2003 - Антология: стихи семилетия; 2010 - Антология с 2004 по 2011 гда, вышла в 2011 году.
2012 год - создание энциклопеции-истории Уральского поэтич.движения + автобиографии поэтов, фотолетопись, есть фото матерей поэтов.
Немало челябинцев: И.Аргутина, С.Борисов, Я.Грантс, В.Кальпиди, К.Рубинский, Н.Ягодинцева и совсем молодые М.Еременко, Е.Коробкова.
Рубеж ХХ-ХХ1 вв. ознаменовался мощным культурно-цивилизационным сдвигом, последствия которого мы только начинаем осмысливать. Однако становится все более
очевидным, что все прежние (знакомые, привычные) институты и парадигмы в радикально изменившихся условиях не работают; возникают новые, требующие серьезной
интеллектуальной рефлексии. Это касается и проблем эстетических, и вопросов организационных. В частности, появляются новые виды культурной деятельности, новые
способы позиционирования (присутствия) в литературном процессе.
(!!!) Новые практики, новый опыт вызвали к жизни и новое понятие – культуртрегерство. Этот термин ввел в обиход поэт Виталий Кальпиди. это не менеджер, не
продюсер, не спонсор. Это частный человек, который на безвозмездной основе занимается тем, чем должна заниматься антропологическая реальность – формировать,
созидать, контролировать, сохранять». Культуртрегер – это человек, созидающий литературное пространство? имеющий собственную, строго определенную
стратегию и тактику. Культуртрегерство – это длительный процесс, вне длительности теряющее свой смысл. Журналы, студии, фестивали, разовые акции важны здесь не
сами по себе, но как ступени к достижению поставленной цели, как составляющие длительного, протяженного во времени процесса формирования культурной среды
уральского региона, приращения ее культурного слоя.
Проект «Уральская литература – новая реальность» начался в 1995 году и продолжается до сих пор. Цель проекта – интегрировать современную уральскую литературу в общероссийский контекст, создать литературную ситуацию, сделать ее культурным событием, довести событие до статуса культурного знака. Проследим некоторые этапы продвижения этого проекта.
С приездом В.Кальпиди в Челябинск был создан «Фонд Галерея», начато издание журнала «Несовременные записки», четко ориентированного на провинциальную ситуацию и провинциальных авторов. В 1998 г. вместе с Р.Валеевым, Д.Бавильским, Н.Болдыревым началось издание нового журнала «Уральская новь».
В 1996 г. фондом «Галерея» издана двухтомная антология «Современная уральская поэзия» и «Современная уральская проза», проведен первый фестиваль уральской поэзии в Перми, Свердловске и Челябинске.
В рамках двухгодичного фестиваля «Элита российской поэзии» Челябинск посетили с лекциями и выступлениями известные российские поэты И.Жданов, А.Парщиков, Д.Пригов, Л.Рубинштейн, О.Седакова, А.Кушнер, В.Павлова, В.Салимон и др.
В Сети открылся унифицированный сайт по уральской литературе, в задачи которого входило обратить внимание общественности не на отдельных поэтов, а на современную уральскую поэзию как уникальное явление. Так, Айвар Валеев, обозреватель сайта МедиаЗавод, на протяжении 15 лет медийно поддерживал любые акции, генерируемые Кальпиди в рамках создания инфраструктуры УПШ. Владимир Абашев встал на позицию отстаивания безусловной ценности этого поэтического феномена, словом и делом демонстрируя свою точку зрения. Дмитрий Бавильский высоко поднял планку критики в журнале «Несовременные записки». (Его отъезд из Челябинска существенно снизил систему литературных оценок).
Через семь лет после выхода первого опыта «Антологии современной уральской поэзии» (1996 г.), появилась вторая книга в 2003-ем. Помимо всех прочих достоинств (содержания, представительства имен, эстетического уровня стихов), книга отличалась великолепным художественно-полиграфическим исполнением. Второй выпуск «Антологии» по версии оргкомитета XVII Московской международной книжной выставки-ярмарки вошёл в тройку лучших поэтических книг 2004 года. Ее презентация с успехом прошла по всем городам уральского треугольника.
Третий выпуск, как было обещано, был осуществлен через семь лет. Презентации масштабного проекта Виталия Кальпиди «Антология. Современная уральская поэзия» (сокращённо СУП) прошли в ноябре – декабре 2011 года в Челябинске, Екатеринбурге и Перми. Внушительный том с прекрасной полиграфией и дизайном составили стихотворения уральских поэтов (и поэтов, когда-то живших и творивших на Урале) за 2004–2011 годы. В «Антологии» собраны стихотворения 75 авторов, очень разных по эстетическим пристрастиям и предпочтениям. Среди них немало челябинцев: И.Аргутина, Н.Болдырев, С.Борисов, Я.Грантс, В.Кальпиди, А.Поповский, А.Петрушкин, К.Рубинский, Н.Ягодинцева и совсем молодые М.Еременко, Е.Коробкова.
Третий выпуск, в отличие от двух предыдущих, содержит неожиданное новшество – опыт рецензирования каждого из поэтов специально назначенным для него экспертом. В ус¬ло¬ви¬ях кризиса оте¬че¬ст¬вен¬ной ли¬те¬ра¬тур¬ной кри¬ти¬ки новация, пред¬ло¬же¬нная Кальпиди, представляет собой не-кое пря¬мое вы¬ска¬зы¬ва¬ние по¬эта о по¬эте, которое, хо¬тя бы от¬ча¬с¬ти, заменяет от¬сут¬ст¬вие профессиональной ре¬флек¬сии. Заслуживает внимания и то обстоятельство, что за несколько месяцев до выхода книги на интернет-сайте была организована беспрецедентная акция студенческого рецензирования еще не опубликованных стихов, отбираемых редактором для антологии. В этой акции приняли участие студенты уральских гуманитарных факультетов, в том числе 17 студентов Челябинского государственного педагогического университета.
К предложенным Кальпиди идеям, которые весьма полезно взять на вооружение, добавим создание видеоклипов на стихи поэтов. Показ поэтических видеоклипов, сня¬ых уральскими режиссёрами на сти¬хи уральских поэтов, это то, что привлекло молодых читателей и зрителей. Несмотря на некоторые технические трудности, сама идея очень интересна и перспективна. Это прекрасная возможность для повышения интереса к поэзии и поэтическим мероприятиям, для усиления влияния стихов на людей, не всегда готовых к их восприятию.
Следующим этапом развития проекта стало создание обобщающей энциклопедии. По данным интернет-сайта, с апреля 2012 по 6 января 2013 г. при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края была создана сокращенная версия книги «Энциклопедия. Уральская поэтическая школа». А уже осенью 2013 г. прошли презентации «Энциклопедии» в Екатеринбурге, на книжной ярмарке в Красноярске и в Челябинске (25 ноября в Камерном театре).
Это уникальное издание, помимо великолепного дизайна, потрясающих фотографий, представляет объемный информационно-аналитический взгляд на парадигму смыслов, породивших такое уникальное явление, как современная уральская поэзия. Эта книга задумана и осуществлена как акция культурного опережения, снабжена богатейшим иллюстративным материалом [4]. В энциклопедии представлены более 130 авторов, он содержит более 850 снимков, большинство из которых прежде нигде не появлялось.
Историко-культурные и философско-поэтические смыслы такого уникального явления, как УПШ, открываются не только в стихах – и даже не в первую очередь в них, но в хронике культурных событий, происходивших на городских ландшафтах Уральского региона, в биографиях их инициаторов и участников – нескольких поколений поэтов, представляющих свободную уральскую поэзию на протяжении тридцати последних лет.
Уральское поэтическое движение (УПД) – уникальный историко-культурный и эстетический феномен, значимость которого диктует необходимость серьезного внимания и осмысления со стороны профессионального филологического сообщества. В сентябре 2014 года по инициативе трех уральских вузов (Уральского Федерального, Челябинского педагогического и Челябинского государственного университетов) в Екатеринбурге состоялась первая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Уральское поэтическое движение (1981–2013): история, аналитика, прогнозы». В настоящее время УПД находится на стадии осознания себя как культурного знака, чему способствует филологическая рефлексия со стороны академической науки. Мы имеем в виду, прежде всего, ученые доклады, сделанные на конференции, статьи, опубликованные в «Вестнике ЧелГУ», готовящуюся коллективную монографию. Уральские ученые филологи могут стать открывателями нового культурного феномена, имеющего все шансы войти структурным звеном в трехвековой контекст русской поэзии.