Роман "Жестяной барабан" (1959; первый роман автора)построен в традиционном жанре романа воспитания. Книга поражает непривычной фигурой главного героя. Юный Оскар в три года перестает расти в знак протеста против жизни взрослых. Взгляд "снизу" позволяет представить людей и предметы в непривычно-гротескном виде, опровергнуть устоявшиеся мнения; испытав шок, задуматься о происходящем.
Тематически "Жестяной барабан" продолжает предшествующую традицию литературы ФРГ. Здесь снова воскрешается история Германии от первой мировой войны через Веймарскую республику, фашизм и вторую мировую войну к послевоенной Западной Германии. Как и Генрих Бёлль, Грасс ненавидит фашизм, немецкое мещанство, создавшее благоприятную почву для фашизма. Грасс придает своему роману демонстративно пародийный характер, полемически заостряя его против морализаторского пафоса социально-критической литературы предшествующего десятилетия. Многие эпизоды и ситуации романа- иронический перифраз тем и мотивов бёллевской прозы. Грасс прячется за маску, и маску очень неожиданную. Повествователь в романе- некий Оскар Мацерат, пребывающий в психиатрической лечебнице. Но он вовсе не ординарный психопат, в этой лечебнице он наконец нашел желанное тихое пристанище от житейских бурь, да и рассказ его убеждает в том, что он- человек здравомыслящий. Помимо того Оскар- карлик, и тоже не совсем обычный: он намеренно прекратил расти в три года, чтобы освободить себя от многочисленных тягостных обязанностей взрослого, чтобы не стать лавочником, а тем более солдатом. Оскар не раскрывает своей тайны, находя ситуацию в высшей степени удобной для себя: его считают несчастным калекой, находящимся в состоянии «вечного детства», как говорил Гофман, и это освобождает его от многочисленных тягостных обязанностей взрослого.
Он одновременно урок и вундеркинд. В довершение всего Оскар не просто рассказывает или пишет повесть своей жизни, как это обычно происходит,- он все отбивает на детском жестяном барабане, своей любимой игрушке и неразлучном спутнике жизни.
Тем самым роман Грасса стремится внушить читателю, что история Германии- не поучительная трагедия, а мрачный и абсурдный фарс, ей более пристало переложение для барабана, на темп марша, и жестяной барабан здесь самый подходящий символ поэтического искусства. Не патетическая поза всеведущего учителя морали приличествует летописцу этой истории, а скорее поза добровольного инфантилизма, ибо людей, немцев все равно ничему не научишь.
Так в самом оформлении грассовского повествования проявляется решительная тенденция к снижению, цинической клоунаде, обусловившая явственную натуралистическую окраску романа. Одну за другой ниспровергает Грасс все святыни и ценности современного ему буржуазно-мещанского мира: семью, религию, позолоту культурных традиций, причем не только издевается над ханженской спекуляцией на этих ценностях, но попутно постоянно метит и в тех идеалистов, которые всерьез на них уповают. Но за этим тоном цинической бравады, за шутовской маской повествователя, за виртуозным владением всеми регистрами сатирического смеха скрывается трагическая растерянность. Это отчетливо обнаруживается там, где Грасс непросредственно изображает преступления фашистов. Он делает это крайне редко, опасаясь впасть в пафос.
События романа охватывают целиком первую половину ХХ века: Первая мировая война, поражение, инфляция, фашизм, снова война и опять разгром. Место действия романа- Данциг и его предместья.
По наблюдениям Оскара, мир- вместилище порока, грязи и преступления. В романе немало пикантных ситуаций. Чего стоят одни только уверения Оскара Мацерата, что у него два отца, поскольку у матери кроме супруга был официальный сожитель, и они втроем частенько резались в карты. Хитрец Оскар имеет склонность прятаться под стол, под трибуны, под юбки. Он любит притаиться, чтобы наблюдать жизнь потаенную, закулисную, подноготную, которая обретет вторую очевидную реальность в его рассказах.
Герой романа "Жестяной барабан"- обыватель, маленький человек, которому нацисты внушали, что его крепостью был и будет семейный очаг и его необходимо защищать от красной опасности. Сентиментальный домашний уют- не это ли стародавняя немецкая моральная ценность? Но семейка Оскара далека от нравственных стандартов. У Г.Грасса свой подход к семейному идеалу. Он исходит из того, что в мире без морали, каковой была Германия во времена господства нацистов, семья не может быть оазисом морали, большое и малое неразрывно связаны.
Логика Оскара носит всегда абсурдный характер: лучше стать сиротой, чем терпеть наставления двух отцов сразу. Оскар- маленький палач, безжалостный и глумливый, для него, в сущности, нет живых людей, а все, даже самые близкие,-марионетки, с которыми он волен играть в жестокие игры. Автор наделил крохотного человечка сверхъестественными способностями: на жестяном барабане он способен выбить каждую фразу, любую мысль. Барабан становится его способом общения с миром. Но если традиционно барабан призывал маршировать и дружным строем шагать к победам, то барабанная дробь Оскара дестабилизирует окружающую жизнь, вносит хаос, сумятицу, беспокойство.
Оскар Мацерат- двойник Ганса Шнира ("Глазами клоуна" Г. Бёлль). Оба- художники (артисты: Оскар гастролирует с сольными барабанными концертами), аутсайдеры; оба добиваются успеха и любви в призираемом ими обществе и добровольно отказываются от своего успеха, устав тянуть лямку неизбежного при успехе конформизма... Последовательно отсекаются возможности индивидуального счастья в мире социального неблагополучия, и сам бунт против этого мира осознается как трагическая клоунада.
Для Грасса абсурдистское разоблачение- лишь одна из составляющих повествования. Специфика его повествовательной манеры: гротескно-абсурдный, неправдоподобный сам по себе сюжет или эпизод разворачивается на фоне весьма конкретных социально-исторических, политических, географически-топографических обстоятельство. Зазор между тем, о чем повествуется, и тем, как повествуется.
Оскар предстает перед читателями сразу в нескольких ипостасях. Все они сходятся в 1954 году, когда он празднует свое 30-летие в психушке (он подозревается в убийстве, но суд признал его психически ненормальным). Оскару осточертела жизнь в обществе, и свое заключение он использует для того, чтобы написать подробные воспоминания. Они охватывают не только 30 лет жизни самого Оскара, но и истории десятков лиц, чьи жизненные пути пересеклись с судьбой главного героя. Оставаясь в глазах старших недоразвитым, упрямым ребенком (даже речь и чтение якобы даются ему с трудом), Оскар развивает в себе обостренную наблюдательность, доходящую до ясновидения (рассказывает о событиях, случившихся задолго до его рождения). "Ясновидение" Оскара позволяет автору все время варьировать масштаб повествования, как если бы микроскоп в руках рассказчика в любой момент мог стать телескопом.
Основная задача автора-создание эффекта отчуждения, намерения освободить сознание читателя от разного рода штампов, расхожих мнений (История Германии ХХ в., отношения разных наций). Достигая с помощью героя-аутсайдера гротескно-сатирического и бурлескно-комического эффекта в разоблачении любых идеологем, Грасс одновременно ставит под сомнение самого своего героя и бунт, который на поверку оказывается ишь специфической формой обывательского конформизма.
"Данцигская трилогия" - "Жестяной барабан", повесть "Кошки-мышки", "Собачьи годы". Вы-сказывание недоверия какой-либо идеологии. Г. многое связывает с абсурдистами, но если "театр" абсурда ограничивался моделированием ситуаций утраты смысла, то для Грасса - абсурдиста разоблачение - лишь одна из составляющих повествования. Специфика его манеры - гротескно-абсурдный, неправдоподобный сам по себе сюжет/эпизод разворачивается на фоне весьма кон-кретных соц-истор., полит., геогр. обстоятельств. Но создает зазор между тем, о ЧЕМ повествуется, и тем, КАК повествуется => читатель ощущает, что его разыгрывают.