В литературной жизни Америки 1970-х годов модной новинкой становится так называемый «новый журнализм» (также: «паражурнализм» или «литература сырого факта»), возникший как реакция, с одной стороны, на пестроту и сенсационность социальной реальности и, с другой, — на увлеченность литераторов лингвистическими и «внутричерепными играми». Последняя — явно ироническая — формула принадлежит Тому Вулфу (Тот Wolfe, р. 1931), который призвал собратьев по перу вернуться к опыту литературы XIX века, стать, вослед Бальзаку, хроникерами, «секретарями» своей эпохи. Традиционная журналистика, утверждал Вулф, не способна справиться с этой ролью: «объективность» средств массовой информации есть всего лишь скрытая приверженность корпоративной лжи. Вместе с тем ничто не мешает журналистике «использовать любые литературные приемы от традиционного диалогического эссеизма до потока сознания... с целью интеллектуального и эмоционального возбуждения читателя». «Новые журналисты» охотно пишут о современных знаменитостях и субкультурах, шоу-бизнесе и преступном мире, коммунах хиппи и студенческом движении. При этом субъективность авторской позиции не скрывается, а подчеркивается посредством драматизации повествования, максимального воспроизведения спонтанной живой речи; изощренность, с которой описываются манеры, привычки, одежда и прочие "говорящие мелочи" современной жизни и культуры, не идет ни в какое сравнение с тем, что умела и к чему чувствовала себя обязанной традиционная журналистика.
Если газетчики, влекомые художественностью, бунтуют против цеховых правил, то прозаики, в т.ч. и уже известные, отрекаются от сложившихся условностей романического повествования и демонстративно обращаются к документальному или псевдодокументальному жанру, стремясь преодолеть инерцию привычного, отработанного "кода", ставшего непригодным для трансляции нового опыта.
В исходном смысле термин впервые упомянут был Томом Вулфом в 1973 году и относился к его собственным работам и публикациям Трумана Капоте, Хантера Томпсона, Нормана Мейлера, Гэя Талезе, Джоан Дидион и прочих публицистов, известных в то время в США. Речь шла не столько о газетных публикациях, сколько о развёрнутых эссе, авторских колонках и статьях в журналах, рассчитанных на элитарного читателя (в новоязовской трактовке — продвинутого) — The New Yorker, New York Magazine, The Atlantic Monthly, Rolling Stone, Esquire.
Анализируя ситуацию в медиа-индустрии, Том Вулф резонно отмечал, что в новой журналистике использованы типичные литературные приёмы:
Сценоописательство.
Диалоги героев материала, использование разговорной «живой» речи.
Отчетливо проговорённая в публикации личная точка зрения автора, употребление местоимения «я», интерпретация описываемых событий с точек зрения конкретных персонажей.
Литературная регистрация каждодневных деталей (поведения и т. п.) персонажей, подробная фиксация т. н. статусов действующих лиц.
Одним из первых успешных опытов в этом духе стала книга Трумена Капоте "Совершено хладнокровно" (Хладнокровное убийство). Обращение к жанру нехудожественного романа знаменовало для него выход за пределы камерного, субъективного повествования. 16 ноября 1959 года журнал The New Yorker опубликовал заметку об убийстве в просёлке Холкомб семьи фермера-методиста из четырёх человек: отца, матери и двоих детей. Трумен Капоте, прочитав заметку, заинтересовался происшествием и приехал в Холкомб, чтобы начать собственное расследование. К концу расследования у Капоте было около 8 000 страниц собранной информации.
14 ноября 1959 года два молодых человека, Перри Смит и Ричард «Дик» Хикок, в посёлке Холкомб, штат Канзас, убили семью из четырёх человек, решив, что в их доме хранятся сбережения. Убитая семья Клаттеров была на хорошем счету в посёлке, поэтому жители помогали полиции в поисках убийц. Смита и Хикока поймали 30 декабря 1959 года в Лас-Вегасе. Подозреваемые пытались оправдаться временным помешательством, которое привело к гибели семьи Клаттеров, но оправдание было опровергнуто обследовавшими их врачами. Смит и Хикок были повешены 14 апреля 1965 года в городе Лэнсинг, штат Канзас, после пяти лет, проведенных в камере смертников.
Персонажи
Ричард "Дик" Хикок (англ. Richard Hickock) — убийца
Перри Смит (англ. Perry Smith) — убийца
Герберт Клаттер — глава семьи Клаттеров, жертва
Бонни Клаттер — жена Герберта, жертва
Нэнси Клаттер — дочь Герберта и Бонни, жертва
Кеньон Клаттер — сын Герберта и Бонни, жертва
Элвин Дьюи — детектив, расследовавший дело об убийстве Клаттеров
Дотошность и точность репортерского отчета писателю удается соединить с художническим проникновением в психологию преступников и их жертв. Документальный рассказ о необъяснимо жестоком, ничем не спровоцированном убийстве прочитывается в итоге как притча об Америке, внешне благополучной, но внутренне взрывоопасной или, иначе, о столкновении двух Америк: отчаявшейся, озверевшей, кипящей насилием и обеспеченной, уютно-самодовольной.
Ставшая уже классической книга Капоте перекликается через полтора десятилетия с "романом из настоящей жизни" Нормана Мейлера "Песнь палача". Речь в нем идет о сенсационном деле некоего Гэри Гилмора, который в 1970-е годы, будучи приговорен к пожизненному заключению за несколько убийств, упорно добивался, и добился для себя смертной казни. Сведя вместе множество фактов и свидетельств (письма, дневники, воспоминания, интервью с участниками событий, их знакомыми, соседями), Мейлер воссоздает тот человеческий тип, который его интересовал всегда. Этот "белый негр" на сей раз не сконструирован автором, а взят из жизни, представляет собой натуру энергичную, страстную, взрывную и, по сути, изначально обреченную. Характерным образом последний, едва ли не самый захватывающий акт новейшей "американской трагедии" выдержан в духе рыночного фарса, протекает при свете софитов, в атмосфере ажиотажа и репортерских склок вокруг сенсации, сулящей большой барыш.
"Песнь палача" венчает более чем десятилетний период в творческой биографии Мейлера, когда он выступал исключительно в "гибридной" документально-художественной манере. Примером может служить книга "Армии ночи" об антивоенном марше на Пентагон в марте 1967 года. Подзаголовок: история как роман, роман как история. В 1 части Мейлер описывает свои личные впечатления непосредственного участника и наблюдателя "битвы за Пентагон". Во 2- использует традиционный инструментарий историка: статистические данные, газетные отчеты, свидетельства очевидцев. 2 часть отличается от 1ой как роман коллективный, многоголосый, от романа субъективно-лирического. В романе-как-истории, романе-как-автобиографии Мейлер ищет «новый американский способ» свести вместе предельную субъективность видения и выражения и предельную же объективность.
Синтез художественного и нехуд. начал. Два результата: 1) "новая журналистика": принципы худлита внедряются в журналистику (рельефное "я" автора, приёмы и средства выразительности) Т.Вулф, Х.Томпсон. 2) "литература факта": нехуд. начало, факты, хроники, интервью, автор не выражен явно. Т.Капоте "Хладнокров. убийство", Кинсли "Список Шиндлера"...