Основную роль в становлении нового типа исторического романа - историографического метаромана - сыграло формирование во второй половине XX века постмодернистской парадигмы в науке и культуре, следствием чего стали утверждение культурно-исторической обусловленности и текстуальности любого знания, пересмотр основных положений исторической науки, зарождение тенденции к стиранию границ между историей и литературой.
В основе «небрежного» обращения с историческими фактами, альтернативных версий общеизвестных событий, эпатирующего нарушения иллюзии авторской погруженности в прошлое, т.е. всего, что составляет творческий метод современных исторических романистов (Барнса, Акройда), лежит утверждение в культуре XX века «иронического» модуса сознания, ставящего под сомнение потенции восприятия действительности в человеческом сознании. Вследствие этого свою задачу авторы историографического метаромана видят не в изображении нравов прошедших столетий, а в исследовании эпистемологических притязаний исторической науки и человеческого сознания в целом.Целью авторов является не художественное отображение духовной и материальной культуры прошлого с последующим извлечением моральных уроков, а создание альтернативной исторической реальности с тем, чтобы раскрыть в истории бесконечное число заложенных в ней потенций, привлечь внимание читателей к таким аспектам истории европейской цивилизации, которые оказались исключенными из «официальной» историографии с утверждением рационализма как основного направления философии Нового времени.
Дж. Барнс «История мира в 10 и 1/2 главах»
Главный барносовский интерес – это соотношение истории и памяти, конфликт между временем и повествованием, прошлым и настоящим. «Как можно уловить прошлое? Способны ли мы на это? Когда я был студентом медиком, на вечеринке в честь окончания семестра какие-то шутники выпустили в зал обмазанного жиром поросенка. Он метался между ног, увертывался ото всех и страшно визжал. Пытаясь поймать его, люди падали и выглядели смешно. Прошлое часто ведет себя как этот поросенок» (из книги «Попугай Флобера»).
Проблематика романа «История мира…» отличается крайней пестротой – большие проблемы связаны с маленькими, вопросы остаются без ответа, некоторые из них вырастают из предыдущих. История здесь перемешана с журналистикой, научный отчет с детективом, политика с развлекательностью. Проблемы экологии сменяются проблемами выживания, библейский сюжет о потопе, о котором повествует жучок-древоточец, вытесняется рассказом о террористах на борту лайнера, плывущем к истокам человеческой цивилизации в Элладу. Сюрреалистическая картина жизни после смерти венчает эту историю мира с сильным акцентом на обеспокоенности судьбой современной цивилизации, находящейся под угрозой уничтожения и подавления.
В первой главе «Истории мира…» жучок как носитель современного типа мышления оказывается в качестве журналиста-стрингера в самом центре божественного замысла, пробирается без ведома Ноя и Бога на корабль, что снижает божественный образ, переводит повествование в иронический стиль.
В «Истории мира» Барнс опровергает представление о поступательном развитии истории, рассматривается соотношение случайного и необходимого в истории. Невозможно установить закономерность в развитии истории, так как целенаправленного исторического процесса не существует. Роман состоит из 10 эпизодов, связь между которыми проявляется лишь в отдельных ассоциациях. Модель мира Барнс усматривает в картине Жерико «На плоту «Медузы»: здесь он усматривает обреченность людей, героически пытающихся противостоять стихии. Текст романа, подобно мозаичному изображению, конструируется из различных фрагментов, стилистика которых многообразна, она включает элементы пародийного повествования, репортажа документального характера, философских суждений.
Питер Акройд
Акройд считал, что цель искусства – в познании прошлого, которым определяется содержание культуры, оно присутствует в настоящем и определяет будущее. К изображению прошлого он обращается в своем творчестве. События 17 и 18 веков представлены в его романах «Большой лондонский пожар» и «Хоксмур». Однако Акройд не претендует на историческую достоверность, поскольку не считает его достижимой. Для него важно передать эмоциональное восприятие эпохи, её атмосферу язык, особенности мышления героев. Писатель соединяет реальные факты и вымысла, на использование документов и на имитацию их, на смещение событий во времени, на свободное экспериментирование с приемами повествования и структурированием текста.
В созданных им биографиях писателей («Чаттертон», «Блейк», «Жизнь Томаса Мора» и др.) Акройда интересует личность художника и проблема творчества, соотношение прошлого и настоящего. В Романе «Последнее завещание Оскара Уайльда» главные события в трагической судьбе Уайльда переданы с опорой на документальные материалы. Повествование ведется от лица Уайльда, имитируются особенности его речи, стилистика его прозы.