В истории зарубежной литературы XX века выделяют два основных периода — 1910—1945 и 1945—1990-е годы, что позволяет представить литературный процесс в его динамике и связях с событиями, определившими облик эпохи и своеобразие мироощущения ее современников. Главные из них — две мировые войны 1914—1918 и 1939—1945 годов, социально-политические революции и народно-освободительные движения, научно-технический прогресс и дегуманизация жизни под натиском интенсивно развивающейся машинной цивилизации.
Ощущение надвигающихся перемен проявилось в литературе в годы, предшествующие Первой мировой войне. Это сказалось в творчестве писателей, связанных с авангардистскими движениями начала XX века. «Мы целой эпохе сказали «прости»...» — в этих словах французского поэта Аполлинера выражены настроения его поколения. Восприятие Первой мировой войны передано немецким писателем Томасом Манном: «...это историческая веха, отметившая конец одного мира и начало чего-то совершенно нового». Происходит процесс становления нового художественного мышления. На содержание и направление идейно-творческих исканий и новых художественных открытий писателей воздействуют катаклизмы эпохи и меняющаяся картина мира. Важную роль играют новые знания о Вселенной, изменение представлений о временной и пространственной протяженности, о человеке, его психологии и памяти, особенностях его мировосприятия. Поиски и утверждение новых средств художественной изобразительности в литературе XX века ведутся в условиях усиления межлитературных связей, по-новому преломляющихся традиций классики предшествующих эпох.
XX век с его убыстренными темпами жизни, открытиями и различных сферах знания, новыми средствами коммуникации, успехами генетики, освоением воздушных пространств, расщеплением атома, прорывом в космос, развитием компьютерной техники не оправдал возлагавшихся на него надежд на процветание человечества. Потрясавшие мир войны принесли неисчислимые человеческие жертвы и материальные утраты; не на пользу людям были использованы многие научно-технические открытия; атомные взрывы убедили в возможности уничтожения жизни на Земле; неучтенными остались обоснованные опасения экологов, что уже имеет негативные последствия. Все это не могло не сказаться на мироощущении людей, на судьбах культуры, искусства, на роли литературы в современном мире. К этим проблемам, связанным с вопросом о развитии цивилизации и будущем человечества, обращаются писатели, философы, социологи всех стран мира, решая их по-разному: одни — в пессимистическом ключе, другие, не отрицая переживаемых искусством XX века кризисов, верят в его возрождение. В годы Первой мировой войны о машинизации жизни как особенности нового века и о переживаемом искусством кризисе писал Николай Бердяев («Дух и машина», 1915; «Кризис искусства», 1918). Понятие «кризис» он связывал не с упадком искусства, а с его переходом в новую фазу, с поиском путей от старого к новому. В своей публичной лекции, прочитанной в Москве 1.11.1917 года, Бердяев определил XX век как «век кризиса искусства вообще»: «Много кризисов искусство пережило за свою историю. Переходы от античности к средневековью и от средневековья к возрождению ознаменовались такими глубокими кризисами. Но то, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах. Окончательно померк старый идеал классически прекрасного искусства, и чувствуется, что нет возврата к его образам. Искусство судорожно стремится выйти за свои пределы. Нарушаются грани, отделяющие одно искусство от другого... Никогда еще так остро не стояла проблема отношения искусства и жизни, творчества и бытия, никогда еще не было такой жажды перейти от творчества произведений искусства к творчеству самой жизни, новой жизни».
«Если раньше «живопись была связана с крепостью воплощенного физического мира и устойчивостью оформленной материи», то теперь «в живописи совершается что-то противоположное самой природе пластических искусств... У Пикассо колеблются грани физических тел. В современном искусстве дух как будто бы идет на убыль, а плоть дематериализуется... Мир меняет свои покровы... Ветхие одежды бытия гниют и спадают».
Важно подчеркнуть, что Бердяев, отмечая невозможность возврата к классическим нормам старого искусства, поскольку мир стал иным, предлагает искать новые пути «для воплощения нового мира». Главную задачу искусства он видит в том, «чтобы в мировом вихре сохранился образ человека, образ народа и образ человечества», а путь к новому миру — «в гуманизации жизни и возрождении духовности». В современной цивилизации «происходит дегуманизация человека».
В 20-е годы на Западе появился целый ряд работ, трактующих проблемы судеб культуры в современном мире: «Закат Европы» (1918—1922) Освальда Шпенглера, «Протестантская этика и дух капитализма» (1920) Макса Вебера, «Распад и возрождение культуры» (1923) Альберта Швейцера, «Бытие и время» (1927) Мартина Хайдеггера, «Дегуманизация искусства» (1925) и «Восстание масс» (1928) Хосе Ортеги-и-Гасета.
Немецкий философ и историк Шпенглер пишет об упадке культуры стран Западной Европы, о закате тысячелетней фазы ее развития. Разграничивая понятия «культура» и «цивилизация», он определяет их современное состояние как деградацию, развивает идею об утрате высших духовных ценностей культуры в условиях рационалистической технизированной цивилизации. Шпенглер выделяет в мировой истории восемь культур. Каждая культура имеет свою историю, длящуюся примерно тысячу лет, а затем, пережив свой расцвет, она угасает; в процессе угасания находится западноевропейская культура.
Иную позицию занимает немецкий социолог Макс Вебер. Он считает, что происходит не процесс упадка культуры, а утверждения в ней «универсального рационализма», являющегося- «основным ядром европейской культуры». Проблемам дегуманизации культуры и искусства XX века посвящает свои труды испанский философ Ортега-и-Гасет, выявляя исторические и психологические различия между «старым» и «новым» искусством. Об изменении места культуры в современной действительности и об ином, чем прежде, отношении к искусству Ортега-и-Гасет рассуждает в статье «Тема нашего времени»: «Искусство перестает быть центром жизненного притяжения».
В «Восстании масс» Ортега, анализируя историческую ситуацию 20-х годов, пишет о фронтальном наступлении «массовой культуры», противостоящей истинным художественным ценностям: «Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь в своей заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду... Масса сминает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее. Кто не такой, как все, кто думает не так, как все, рискует стать отверженным... Такова жестокая реальность наших дней... Европа утратила нравственность... Европа пожинает плоды своих духовных шатаний. Она стремительно катится вниз по склону своей культуры, достигшей невиданного цветения, но не сумевшей укорениться».
Выявляемые в философско-социологических трудах тенденции судеб искусства в эпоху НТР, мировых войн и социально-политических перемен отнюдь не перечеркивают значения эстетических исканий, художественных новаций, развития и обновления лучших традиций в литературе XX века, богатой яркими именами и значительными творческими достижениями во всех литературных родах и жанрах. В новый период своего развития вступает реализм, многообразны течения и школы модернизма, эксперименты постмодернизма. Литература продолжает свою жизнь, взаимодействуя с философией, наукой, политикой, передавая особенности сложной эпохи, мироощущения современников, своеобразие художественного мышления и художественного языка поэтов, прозаиков, драматургов.
Реалистический тип художественного мышления определяется характерным для XX века уровнем научно-философского осмысления действительности и представлениями о сложности человеческой личности. Индивидуальное сознание, внутренний мир человека интересуют писателей-реалистов не в меньшей мере, чем социальное окружение; углубление психологизма происходит не без воздействия интуитивизма Бергсона и психоанализа Фрейда, используются открытия и новации модернистов, описательность уступает место аналитике. Все это проявляется в творчестве У. Фолкнера, Ф. Мориака, Р. Роллана, Т. Манна, JL Пиранделло и многих других писателей, связанных с традициями литературной классики. Обогащаются формы реалистических произведений, растет число жанровых модификаций романов (философские, научно-фантастические, философско-аллегорические и философско-психологические, политические, семейные, утопические, эпические, детективные, социально-бытовые и исторические). И всегда в центре внимания — человек в его многообразных связях с людьми и жизнью.