Цели урока:
- раскрыть особенности поэтического восприятия мира природы;
- отрабатывать навыки анализа лирического произведения;
- воспитывать чувство любви к поэзии.
- развивать навыки выразительного чтения поэтического текста;
- развивать память, внимание и мышление учащихся;
- раскрыть мастерство художественной формы в единстве с лирическим содержанием стихотворений;
- воспитать отношение к природе как к ценности;
- научить видеть связь между разными видами искусства: изобразительным и искусством слова;
Задачи:
Задать направление для процесса постижения поэтических текстов, в частности, Ф.И.Тютчева через восприятие текста на слух, через мелодику, звукопись стиха, и через содержание.
Этапы урока |
Ход урока |
Время |
Организационный момент |
|
2 мин. |
Слово учителя об особенностях пейзажной лирики Тютчева |
Эпиграф к уроку:
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.И.Тютчев.) Следует отметить, что многие знали Тютчева как прекрасного дипломата и совсем не знали как поэта. Именно “Современник”, где он начинает активно печатается, дает возможность читающей публике познакомиться с его творчеством. А первый сборник стихотворений выходит в свет лишь в 1854 году. Обращаю внимание, что пейзажную лирику поэта называют пейзажно-философской. В ней нашли отражение его глубокие мысли: с одной стороны, Тютчев говорит о бессилии человека и всемогуществе мироздания (возникает тема Хаоса), с другой, воспринимает природу как воплощение красоты и гармонии (тема слияния человека и природы). Истинное величие Тютчева обнаруживается в его лирике. Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог — таким представляется он в стихах, темы которых вечны: смысл бытия человеческого, жизнь природы, связь человека с этой жизнью, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическим мироощущением. Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи получают символический философский смысл, а мысль обретает выразительность. Радость бытия, счастливое согласие с природой, безмятежное упоение ею характерны преимущественно для стихотворений Тютчева, посвященных весне, и в этом есть своя закономерность. Постоянные мысли о хрупкости жизни были неотвязными спутниками поэта. В пристрастии поэта к природе выразились существенные социальные процессы его эпохи: развитие естественнонаучных знаний и натурфилософии, глубокая неудовлетворенность социальным бытием Западной Европы и России, очень неясное представление о социальных идеалах, общественный скептицизм, вызванный реакцией тридцатых годов, и поиски идеального в мире природы. Главный пафос творчества Тютчева – в проблеме истоков, корней бытия: что такое Вселенная и Земля, каковы тайны рождения и смерти, первородных стихий и сил бытия, в чем глубинный смысл Времени, Пространства, Движения. Какое место занимает Человек в мире и в чем его Судьба. Тютчев как бы возвращался к исходным темам познания людьми мира, к тем вопросам, которые волновали человека еще на заре его существования и которые получили отражение в легендах, обрядах и сказках. Старинные образы Матери-Земли, Океана, Солнца, Дня и Ночи, Смерти, Сна и Любви, Человека, Судьбы вошли в его поэзию. |
10 мин. |
Работа с текстом. Выразительное чтение стихотворения. |
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?..
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнцы, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили И ночь в звездах нема была!
И языками неземными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может, Органа жизнь глухонемой! Души его, ах! не встревожит И голос матери самой!.. <1836> |
3 мин. |
Анализ стихотворения Работа в тетрадях |
Обсуждение:
выпишите из каждого четверостишия доминирующие слова, во второй - тяготеющие к ним, в третьей - специальные изобразительно- выразительные средства языка. Определите, опираясь на эти слова, главную мысль каждого четверостишия.
Словно человек, природа живёт и дышит, радуется и грустит, непрерывно движется и изменяется. Картины природы помогают поэту передать страстное биение мысли. Воплотить в ярких и запоминающихся образах сложные переживания и глубокие раздумья. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он "принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину". Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-то сплошного действия.
|
20 мин. |
Подведение итогов |
Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи получают символический философский смысл, а мысль обретает выразительность. В отношении к природе Тютчев являет как бы две ипостаси: бытийную, созерцательную, воспринимающую окружающий мир «с помощью пяти органов чувств», - и духовную, мыслящую, стремящуюся за видимым покровом угадать великую тайну природы. Тютчев-созерцатель создает такие лирические шедевры, как «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою…» и - множество подобных, коротких, как почти все тютчевские стихи, прелестных и образных пейзажных зарисовок. Тютчев-мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родились стихи «Волна и дума», «Певучесть есть в морских волнах...», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...» и т.п. К этим произведениям примыкают несколько чисто философских: «Silentium!», «Фонтан», «День и ночь». |
5 мин. |
Домашнее задание |
В качестве задания на дом я бы хотела вам предложить нарисовать природу, которую Тютчев изображает в одном из своих стихотворений цикла пейзажной лирики, и написать по нему сочинение. Перепишите себе названия стихотворений для этого задания себе в тетрадь. На листе с рисунком необходимо указать, какое стихотворение вы взяли для задания. Сочинения также сдаются на отдельных листах. Спасибо всем за работу, урок окончен. |
5 мин. |