Человеческое переживание – это предмет лирической поэзии. Отношение школьников к лирике сложное. Причины: 1) недостаток жизненного опыта, недостаточная развитость эмоциональной сферы, 2) особенность предмета изображения лирики, 3) многозначность поэтического слова. Поэтому лирические произведения требуют создания установки на чтение.
Можно выделить условия: 1. Эмоциональный личностный комментарий - рассказ учителя о реальном событии, связанном с изучением произведения. 2. Эмоционально-образный комментарий. Цель - создать образ или ряд образов. 3. Историко-культурный комментарий. 4. Мифологический. 5. Лексический, этимологический, разбор ключевого слова. 6. работа с эпиграфом. 7. Работа с названием стихотворения. 8. Составление ассоциативного круга. 9. Приемы, актуализирующие чувственный опыт, эмоциональную память. 10. Знакомство с адресатом стихотворения.
Приемы изучения лирического произведения на разных этапах. 1. На вступительном: рассказ учителя, выразительное чтение, работа с другими видами искусства, чтение стихов других поэтов на эту тему, беседа. 2. На этапе анализа: выразительное чтение учащимися и учителем, чтение про себя, беседа, сопоставительный анализ, лингвистический эксперимент, чтение разными исполнителями и его сопоставление, прослушивание музыкальной интерпретации лирического произведения. 3. На этапе синтеза: выразительное чтение стихотворения учащимися - в средних классах, выразительное чтение и интерпретация лирического текста - в старших.
Структурные уровни поэтического текста по Лотману: 1) ритмический - анализ ритмической организации; 2) фонемный - звучание стиха; 3) графический - правила записи стихотворного текста; 4) морфологический - обращение к частям речи; 5) лексический - словоупотребление и лексические средства выразительности; 6) синтаксический - синтаксический строй лирического произведения и синтаксические средства выразительности; 7) содержательный - тема, идея стихотворения.
Форма уроков по лирике в старших классах: урок-концерт - подготавливается на разных стихотворениях; - композиция; -новелла - посвящен 1 стихотворению, можно с репродукциями; -портрет - темы стихов 1 поэта; -путешествие - в мир какого-либо поэта.
План обзорного урока по лирике: 1) Вступительная часть - характеристика эпохи, литературного направления. 2) Жизенный и творческий путь поэта. Анализ стихотворения, которое выражает поэтическое кредо поэта. Особенности лирического героя. Основные темы лирики. Традиции и новаторство. 3) Поведение итогов.
Основными особенностями лирических произведений являются следующие: изображение характера в отдельном проявлении, в конкретном переживании; субъективированность этого изображения, индивидуализация его. Непосредственное переживание отодвигает на второй план жизненные ситуации; в лирических произведениях отсутствует развернутый сюжет. Учащиеся 5-7 классов более восприимчивы к лирической поэзии (Пушкин, Лермонтов, Твардовский, Симонов, Багрицкий и др. В центре – отдельные стих-ия, рассматриваемые вне контекста общего тв-ва автора. Восприятие богатства переживаний и мыслей, характерных для каждого стихотворения, обучение выразительному чтению произведения и понимание особенностей стихотворной речи), чем ученики 8-9 классов. В 9-11 классах усложняется литературный материал, серьезнее становятся теоретические вопросы, но все линии в анализе лирики сохраняются. Стих-ие рассматривается не отдельно, а в контексте творчества поэта и отчасти в историко-литературной перспективе. Расширение нравственного и эмоционального опыта школьников.
Школьный анализ содержит: выяснение самостоятельных впечатлений учащихся о прочитанном стихотворении; мысленное воспроизведение образов, созданных автором; выявление и переживание настроения, доминирующего в стих-ии; постижение авторской мысли-чувства.
Освоение теоретических понятий: 5-6 кл – многозначность поэтического слова, сравнения, олицетворения в поэзии; 7-8 кл – образность поэтической речи, эпитет, метафора, двухсложные размеры стиха; 9 кл – поэтическая образность как проявление стиля, представление о романтическом и реалистическом стиле в лирике; 10 кл – поэтический синтаксис, поэтическая интонация, трехсложные размеры стиха; 11 кл – ритмическая структура стиха, система стихосложения в русской поэзии, формы выражения авторского сознания в лирике.
В методике изучения лирики особое место отводится выразительному чтению как органической части анализа текста. Рекомендуется также использование музыкальных произведений с целью воссоздать образ-переживание автора, мир чувств лирического героя. Многозначность слова в лирической поэзии требует внимания к его эмоциональному звучанию. Мелодия и ритм стиха воссоздаются в звучащем слове. В работе с учащимися старших классов на уроках лирики особенно важно соединить логическое и эмоциональное начала. Уроки литературы дают интересные формы перехода от образного строя произведения к системе теоретических понятий и обратно, но на новом, более высоком уровне.
Решающее условие успешного изучения лирических произведений заключается в правильном, методически обоснованном выборе приемов анализа с учетом особенностей изучаемого произведения.
Ритм, создавая общую эмоциональную окраску речи, позволяет ярче и полнее выступить его смысловому содержанию
Один из основных инструментов современного учителя – интонация. Разрабатывая методические аспекты выразительного чтения, педагоги опираются на работы К. С, Станиславского, Г. В. Артоболевского, В. Н. Аксенова и др. Выразительное чтение – основа всякого анализа литературы. С него должно начинаться текстуальное изучение всякого произведения. Этот элемент анализа невозможно заменить ни драматизацией, ни прослушиванием аудиозаписей с голосами авторов или артистов. Однако задача учителя заключается не только в том, чтобы самому овладеть техникой выразительного чтения: крайне важно, чтобы элементами выразительного чтения овладели ученики.
По мнению В. Г. Маранцмана, обучение школьников выразительному чтению должно проходить в несколько этапов: 1. Пробуждение чувств. Важно, чтобы произведение, которое мы предназначаем для выразительного чтения учеников, при первой встрече вызвало взволнованность и удивление. Пробуждение чувств на первой стадии исполнительского анализа, таким образом, приводит к возникновению вопроса, ведущего к анализу текста произведения. 2. Выявление авторской позиции. Чтецу важно выявить логику движения текста «на глазах» публики. Поэтому, не отбросив, а как бы преодолев влияние внетекстовых источников информации, исполнитель черпает свои доводы из самого текста, и в этом совпадает со школьником, которому внетекстовая информация часто недоступна. Школьный анализ литературного произведения в этом своем свойстве, как и во многих других, сходен с художественными интерпретациями литературного текста. 3. Вживание в ситуацию произведения. Лирика рассчитана на извлечение из памяти чтеца, читателя вообще впечатлений, родственных мотивам стихотворения, но излишняя конкретизация образов лирики обытовляет поэтический текст и грозит подменой автора читателем. 4. План чтения и техника произнесения. Прежде всего, важно определить смену интонаций, продиктованную общим движением мысли произведения. Задача подготовки выразительного чтения может стать, в сущности, приемом анализа произведения.
Выразительное чтение, помимо всех его учебных достоинств, важно для нас в широком педагогическом смысле. Чтение вслух, для класса, приучает к культуре выражения чувств, дает ученику радость эстетической формы переживания. Этот прием работы оказывается одним из путей к искусству общения.