ПРОЦЕСС — категория философского дискурса, характеризующая совокупность необратимых, взаимосвязанных, длительных изменений, как спонтанных, так и управляемых, как самоорганизованных, так и организуемых, результатом которых является некое новшество или нововведение. (Из словаря по философии)
С одной стороны, «процесс» это что-то длительное, происходящее в пространстве, на протяжении какого-либо времени. Может быть процесс созревания плода, процесс химической реакции и т.п. Процесс может быть как созидательный, так и разрушающий, то есть это может быть процесс распада, разложения, или наоборот, созревания.
«Процесс» у Кафки это судебный процесс над человеком. Он длится и длится, и кажется, что он никогда ни к чему не приведёт, и непонятно, деградация это или прогресс.
Суть притчи всегда заключается в обострённости главной мысли, в присутствии особой морали. Первая глава «Процесса» насыщена основной мыслью – процессом, от которого человек никуда не может деться, в котором он принимает непосредственное участие, но ничего не может изменить. Основная мысль – человек только наблюдает за собственной жизнью. Как у группы Сплин: «Я не живу, я слежу за собственной жизни развитием». И как бы Йозеф К. ни старался, он не сможет даже понять, что происходит. Его задача на протяжении всей книги – продолжать жить, не терять чувство реальности. Сначала он с этим справляется, а потом уходит в дебри сознания и подсознания, и погибает. Жизнь – это плохо, от неё умирают.
Ушла от темы. Притчевость начала в насыщенности главной мыслью. Если прочитать первую главу, то уже будет понятно, что будет происходить с Йозефом К. дальше.
О притчах
Многие сетуют на то, что слова мудрецов — это каждый раз всего лишь притчи, но неприменимые в обыденной жизни, а у нас только она и есть. Когда мудрец говорит: «Перейди туда», — он не имеет в виду некоего перехода на другую сторону, каковой еще можно выполнить, если результат стоит того, нет, он имеет в виду какое-то мифическое «там», которого мы не знаем, определить которое точнее и он не в силах и которое здесь нам, стало быть, ничем не может помочь. Все эти притчи только и означают, в сущности, что непостижимое непостижимо, а это мы и так знали. Бьемся мы каждодневно, однако, совсем над другим.
В ответ на это один сказал: «Почему вы сопротивляетесь? Если бы вы следовали притчам, вы сами стали бы притчами и тем самым освободились бы от каждодневных усилий».
Другой сказал: «Готов поспорить, что и это притча».
Первый сказал: «Ты выиграл».
Второй сказал: «Но, к сожалению, только в притче».
Первый сказал: «Нет, в действительности; в притче ты проиграл».
Ф. Кафка. Думаю, что это короткое произведение поможет понять принцип построения притч автора.