Модернизм – это нечто, стремящееся быть «современным» и эту современность воплощать; авангард – что-то ультрасовременное, революционное, создающее проекты будущей культуры и в свете этого задания отрицающее не только традиционное, но и «общую массу» наличной культуры. На эти значения наслоилось множество дополнительных смыслов. Так понятие «модернизм» в английской литературе распространяется на творчество столь разных писателей, что филологически корректнее было бы говорить о конкретных модернистах и модернистских текстах, а не о модернизме в целом.
Если истоки модернизма лежат в культуре конца 19 века, то первым истинно авангардистским движением, противопоставленным символизму (который продолжает развиваться уже внутри модернизма), является футуризм, обозначивший себя в конце 1900-х гг.
Модернизм никогда не существовал в виде единого течения, единого наборы признаков. Поэтому его используют для трактовки той литературной ситуации, которая сложилась по мере того как западная культура сознавала свою принадлежность к катаклизмам 20 века и под их знаком переписывала прошлое, строила проекты будущего и настоящего.
Кульминацией литературного модернизма на Западе часто считают так называемый «высокий модернизм» - к примеру, роман Джойса «Улисс», прозу Кафки, поэзию Элиота, драматургию Пиранделло («Шесть персонажей в поисках автора»). Но это суждение преимущественно ориентировано на англо-американскую литературу «потока сознания» и верно лишь отчасти. Кульминацией можно считать и экспрессионизм (1910-20е гг) и французский экзистенциализм (1950-60е гг).
Думается, что понятие «авангард» может быть одним из инструментов дифференциации модернизма и понимания его сложной исторической эволюции от символистской его ипостаси к постмодернизму.
Модернизм – общая культурологическая характеристика всего искусства 20 века. Он не только предшествует авангарду, но и в принципе шире его во всех смыслах. Модернизм суггестировал преобразования западного культурного сознания, не отрицая полностью культуры прошлого. Авангард стремился (авангаРД СТРемился – прям «пупс взбешен»…) оставить позади весь старый миропорядок. Отсюда важность поведенческого, или «акционного», момента в деятельности авангардов (которые немыслимы без скандала и эпатажа) и политическая ангажированность их участников (призывы к войне, революции - и не только литературной). Общее для модернизма и авангарда – неприятие окружающего мира парадоксальным образом сочеталось у модернистов с пессимизмом, тоской по «золотому веку», по поэтическому идеалу, синкретизму творчества. В этом источник культуртрегерства у модернистов, а также авангардистского интереса к «подполью» народной и низовой культуры.
Модернизм – в первую очередь явление эстетического, не столько восстание против традиции как таковой, сколько внутренняя её трансформация. Авангард же программно нигилистичен, он стремится стать философией нарождающегося, революционно устремленного к будущему – и бытия принципиально нового, экспериментального, профанного. Его приметы – урбанистические проекты конструктивизма, одержимость техников у футуристов, магическая реальность у сюрреализма, спонтанно вызванная к жизни.
Все явления авангарда отличали сознание разрыва своего времени с прошлым (сознание собственной современности) и решимость это отличие выражать столь же современными литературными средствами. Осознание своей радикальной новизны и прогрессивности сопровождается у авангардистов не только констатацией отсталости прошлого, но и стремлением или совершить над ним насилие (сбросить с корабля современности) или деформировать. Общей тенденцией становится отказ от традиции: жанровых различий, установившихся эстетических вкусов и от принятых норм социального поведения. Элемент игровой – публичные скандалы и провокации – сопровождается в авангардизме вполне серьезной установкой, отрицанием европейского рационализма. Отсюда интерес к восточным цивилизациям, к снам, бессознательному началу, оккультизму. Словами табу для них становятся «жизнеподобие», «сюжет». Авангардам ближе всего возможности поэзии, реже театра и в совсем редких случаях – романа (трансформировавшегося в поэтическую прозу). Авангард стремится внести в искусство игровой, случайный элемент и обнажает рутинность «регулярного», профессионального занятия литературой. Установка на иррационалистичность. Она опирается либо на сочинения Ницше, Бергсона, Фрейда, либо на распространившуюся благодаря им образность («война», «либидо», «Бог умер», «суперэго»).
Переживание мира как брожения сопровождается отказом от художественного монологизма. Характерной чертой литературного авангардизма является решительная реформа поэтического слова, синтаксиса, топографики. Создание фонетической поэзии.
На вопрос, искусство ли авангард, убейте меня, но я ответа не знаю.