Творчество Марины Цветаевой переломило творческие искания серебряного века. Оно было одним из самых сильных художественных явлений довоенного русского зарубежья.
Органическое чувство традиции в слиянии с собственными поэтическим открытиями, оказавшимися созвучными духу 20 столетия,сделали творчество Цветаевой неотъемлемой частью поэзии серебр.века.
В создании собственной неповторимой художественной речи поэта участвуют музыкальное и живописное начала(художественный синтез). Творческое кредо Цветаевой: «В стихе-предельная мера плоти. Меньше-нельзя»-осуществленно предельно выразительно:и в слове, и в синтаксисе.
Марина Цветаева даже в начале своего творческого пути не принадлежала ни к одной из поэтических групп,но пройти мимо школы символизма не могла. Мэтры символизма Брюсов, Вяч. Иванов, К. Бальмонт косвенно «учительствовали» в ее отношении и собственным творчеством, и отзывами о ее публикациях, и теоретическими декларациями. А ученичество поэта такого масштаба, каким себя ощущала Цветаева, больше походило на диалог равных, равноправных.
Александру Блоку
Зверю - берлога,
Страннику - дорога,
Мертвому - дроги,
Каждому - свое.
Женщине - лукавить,
Царю - править,
Мне - славить
Имя твое.
Поэту, учили символисты, открываются тайны мира и судьбы людей, он как бы пребывает вне времени: «Двадцатого столетия он(обыватель, прим.), /а я –до всякого столетья»-с вызовом писала Цветаева.
Уже в ранних стихах угадывается романтическое видение и отражение жизненных коллизий, душевных переживаний. «Романтизм-это душа»-слова ставшие крылатыми еще в 19 веке, и Цветаева поддерживала это видение романтизма. Одна из ее книг названа «Психея»(знач. «душа»).
Романтич.конфликт Человеческого и пошлого-один из центральных в ее творчестве. Обыватель,духовно неразвитый мещанин с его тщетными, суетными заботами и условностями был ненавистен ей:
Читатели газет
Ползет подземный змей,
Ползет, везет людей.
И каждый — со своей
Газетой (со своей
Экземой!) Жвачный тик,
Газетный костоед.
Жеватели мастик,
Читатели газет...
А это стихотворение-своеобразная «визитная карточка» стиля Цветаевой:
Я знаю правду! (1915)
Я знаю правду! Все прежние правды-прочь!
Не надо людям с людьми на земле бороться.
Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь.
О чем - поэты, любовники, полководцы?
Уж ветер стелется, уже земля в росе,
Уж скоро звездная в небе застынет вьюга,
И под землею скоро уснем мы все,
Кто на земле не давали уснуть друг другу.
Уже первая строка звучит по-цветаевски полемично, а все стихотворение строится риторически безупречно: тезис, а затем аргументированные доводы в его доказательство. Поэт убеждает, опираясь на средства своего словесного искусства. (тут думаем-анализируем: 1.Земля повторяется 4 раза, вписывая людей в различные пространственно-временные миры; 2. аппозиции Жизнь-Смерть,быстротечность жизни-вечность небытия,выделение «о чем» курсивом,т.к. этот один вопрос можно развернуть в несколько-Ц. делает эмоционально-смысловой акцент на бессмысленности раздоров). Это стихотворение отражает то, что в своем творчестве Ц. стремится к гармонии, примирению через раскаяние и покаяние.
Част в ее стихах аспект неожиданного противоречия уже сказанным выше словам,как например в «Вчера еще в глаза глядел»1920. Здесь негодующий рефрен: «Мой милый, что тебя я сделала?» разрешается итоговыми строчками-убеждением в своей вине «За все,за все меня прости,Мой милый,что тебе я сделала».(то же самое в «Мне нравится ,что вы больны не мной»-в конце раскрывается самообман: «За то,что вы больны ,увы, не мной»).
Так же из особенностей Цветаевой-глубокая семантическая мотивировка сложной звукозаписи(в плане работы с худ.формой ее творчество вместе с Хлебниковым, Маяковским, Пастернаком из одной и той же поэтической традиции): Вы — с отрыжками, я — с книжками,
С трюфелем, я — с грифелем,
Вы — с оливками, я — с рифмами,
С пикулем, я — с дактилем.
(Квиты:вами я объедена…», 1933)
Так же из особенной стиля Цветаевой: часто встречаются эллипсисы(пропуски слов и выражений,кот.читатель может интуитивно восстановить); ритм и синтаксис неожиданны,выразительны, носят следы спец.авторской работы. Графика тоже вовлечена в создание единого худ.целого:
Выше! Выше! Лови — лётчицу!
Не спросившись лозы — отческой
Нереидою по — лощется,
Нереидою в ла — зурь!