Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)- поэт, драматург, эссеист.
Первый сборник стихов Вечерний альбом – 1910, сборники Волшебный фонарь 1912, Из двух книг 1913, Версты 1921-1922, Ремесло 1922, После России 1928.
Поэмы Царь-девица, Поэма горы, Поэма конца, Поэма лестницы, Поэма воздуха, Автобус.
Пьесы Конец Казановы, Федра.
Эссе Мой Пушкин.
«Вечерний альбом» – (ассоциации с Вечерними огнями Фета, с Детским альбомом П. Чайковского, Картинками Мусоргского) – жанровые особенности: этюды, лирические картинки, зарисовки жизненных ситуаций, душевных конфликтов. В названиях стих-ний – живописный импрессионизм: Дортуар весной, Дама в голубом, Акварель, Книги в красном переплете. (художественный синтез )
Музыкальные и живописные аналогии Цветаева передает чисто поэтическими приемами и способами: это и яркая живописная метафора, пересоздание на новых началах устоявшихся поэтических жанров (ода, гимн, народная песня).
Творческое кредо – «В стихе – предельная мера плоти. Меньше - нельзя».
Цветаева восприняла через символизм и переплавила творческим сознанием мысль – поэт – посредник между миром человеческим и астралом, и роль его на земле – преобразующая.
Творчество Цветаевой (органическое чувство традиции в слиянии с собственными поэтическими открытиями) – неотъемлемая часть поэзии серебряного века.
Романтическое видение и отражение жизненных коллизий, душевных переживаний – уже в ранних стихах.
Поэтическая натура Цв. Проявлялась через романтический максимализм: полярность образов, их гротесковость, резко очерченный духовно-нравственный конфликт, конфликт Мечты и реальности, быта и Бытия.
Романтический конфликт Человеческого и пошлого – один из центральных. Обыватель, мещанин был ненавистен Цв. (Квиты: вами я объедена, Читатели газет).Любовь лирической героини – жертвенная, не подвластная ни времени, ни расстоянию.
Никто ничего не отнял!
Мне сладостно, что мы врозь.
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих верст.
Сложная звукопись:
Вы -- с отрыжками, я -- с книжками,
С трюфелем, я -- с грифелем,
Вы -- с оливками, я -- с рифмами,
С пикулем, я -- с дактилем.
Часты эллипсисы – пропуски слов и выражений, которые легко можно интуитивно восстановить. (Сердце – шире; Ипполит! Ипполит! В плащ!).
Ритм и синтаксис неожиданны, выразительны, носят следы специальной авторской работы. Графика – и та вовлекается в дело построения художественного целого.
Выше! Выше! Лови - летчицу!
Не спросившись лозы - отческой
Нереидою по - лощется,
Нереидою в ла - зурь!
(по слогам слова – полощется, лазурь)
Диалог, который ведет автор или лирический герой с читателем и адресатом, придает многим стихам драматургическую выразительность, а сами стихи строятся как драматические миниатюры или краткий пересказ драмы. (Любви старинные туманы, циклы Даниил, Лебединый стан.)
Циклы, стихотворения о Москве.