На смену символизму пришел акмеизм. В 1912 г. сборником «Гиперборей» заявило о себе новое литературное направление, присвоившее себе имя акмеизм. «Цех поэтов», как называли себя его представители, включал Н. Гумилева, А. Ахматову, О. Мандельштама, С. Городецкого, Г. Иванова, М. Зенкевича и др. К этому направлению примыкали также М. Кузьмин, М. Волошин, В. Ходасевич и др. Основоположниками акмеизма считаются Н. С. Гумилев и С. М. Городецкий. Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального земного бытия, «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». В эстетике акмеизма отчетливо выражались декадентские тенденции, а теоретической основой его оставался философский идеализм. Утверждая звериное, первобытное начало (они еще называли себя адамистами), акмеисты продолжали «помнить о непознаваемом» и во имя его провозглашали всякий отказ от борьбы за изменение жизни.
Акмеизм (от греч. Acme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, острие) – одно из модернистских течений в русской поэзии 1920х гг., сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
Акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека.
Для а. характерна крайняя аполитичсноть, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.
Основные принципы:
- возвращение поэзии ясности;
- отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии , конкретности, звучности, красочности;
- стремление придать слову определенное точное значение;
- отточенность деталей;
- обращение к «подлинности» чувств человека;
- поэтизация мира первозданных эмоций;
- перекличка с минувшими литературными эпохами.
Отличительной чертой акмеистского круга поэтов – их «организационная сплоченность».
1910 год М.Кузмин статья «О прекрасной ясности».
«Утро акмеизма» О. Мандельштам 1913
«слово» у акмеистов – материал мастерства.
«слово – магический символ» у символистов (как написано в учебнике).
Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н.Гумилева: «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» в журнале «Аполлон» 1913 года.
Акмеисты или адамисты. Адамизм – мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь.