Справка: Борис Константинович Зайцев (1881-1972) – прозаик и драматург, родился в Орле в дворянской семье, учился в Московском техническом училище, Петербургском Горном институте, на юридическом факультете Московского университета (ни одно из этих заведений не закончил). С 1901 года публиковался (на своем творческом старте был поддержан Леонидом Андреевым), после рассказа «Волки» (1902) оказался замечен критикой, затем издал книги рассказов «Тихие зори» (1906), «Полковник Розов» (1909) и «Сны» (1911), «Земная печаль» (1916), «Улица святого Николая» (1921) и роман «Дальний край» (1913). В 1916 г. стал курсантом московского Александровского военного училища, но участия в Первой мировой войне не принял из-за болезни. После Октябрьской революции возглавил Всероссийский союз писателей (1921). Через год в связи с болезнью получил разрешение на выезд за границу и на Родину уже не вернулся.
Первые произведения - пьесы. «Усадьба Ланиных» была поставлена Вахтанговым, в то время, когда он еще был студентом.
Зайцева сравнивают с Чеховым, Буниным.
!!! Зайцев – импрессионист (impression – впечатление) - поэтическое в прозе.
На 11 лет младше Бунина.
Синтез в произведениях:
- синтез эпики и лирики (поэт в прозе)
- синтез различных направлений (импрессионистичность, реалистичность, обилие символов (христианских), склонность к мистицизму (как у символистов)
Основные мотивы в творчестве
- одиночество («Волки», «Смерть»)
- синтез многих произведений
- любовь (любовь двоих, жизнь как любовь)
- христианские мотивы и элементы христианской символики
На Зайцева оказала влияние философия В.Соловьева:
- интуитивное познание зачастую превалирует над разумом
- смысл любви (Зайцев «Голубая звезда» - образ Христофорова) - любовь как перенесение интереса с себя на другого, перенесение центра.
Произведения-жизнеописания:
- «Жизнь Тургенева» (1932)
- «Преподобный Сергий Радонежский» (1925)
Чеховские черты:
А.Белый: «Чехов ничего не объяснял: смотрел и видел»
А.Топорков (исследователь Зайцева): «Борис Зайцев совершенно не мыслит… он только смотрит и видит» (статья А.Топоркова «О новом реализме (Б.Зайцев) // Золотое руно, 1907)
Топорков прямо указывает на суть жанрового синтеза, произведенного Зайцевым: «Никакая общая мысль не связывает и не проникает его произведений, они распадаются на ряд стихотворений в прозе. Б.Зайцев совершенно наивный писатель в хорошем значении этого слова. <…> Композиция отсутствует у Зайцева, его «рассказы» нельзя рассказать, их можно только прочесть или молча про себя, одними глазами, или вслух, под аккомпанемент простой бесхитростной музыки» (ассоциация, объективно порожденная синтетическим характером этих произведений)
Художественный синтез:
- стилизованный рассказ
- упрощение общего рисунка и подчинение подробностям
Особенности:
- «поэт в прозе»
Это синтез прозы и поэзии (под поэзией понимается не стих, не элементы стихотворной формы, а особый художественно-семантический мир, особые способы смысловой передачи, на протяжении столетий развившиеся в лирических, лирико-философских и лиро-эпических жанрах).
- короткий рассказ
- сочетание внешней краткости и наполненности
«Волки» (1902)
- повтор деталей (поля, снега, небо)
- повествование – «клубок ассоциаций»
- детали символизируются
- прием семантического «сгущения»
- время сжимается, повторяются детали пейзажа
- название приобретает символический смысл
«Преподобный Сергий Радонежский»
Жанр – агеобиография
Начинает собирать материал в 1919 году.
Сравнивает его с Франциском Оссийским (человек, который через проповедь воздействовал своим примером). Радонежский учит своим примером.
--- объединение русских земель
--- нижегородское княжество отлучило от церкви
Ученики:
Савва Сторожевский (Звенигород)
Иосиф Волоцкий
преподобный Никон
преподобный Авраамий Городецкий (Кострома)
Кирилл Белозерский
«В С.Радонежском север духа» (живительный озон русской жизни)