1912-1917 годы Горький пишет рассказы, объединенные в 1923 году в цикл «По Руси». Начальное образование он получил в Слободско-Кунавинском училище, которое окончил в 1878 г. С этого времени началась для Горького трудовая жизнь. В последующие годы он сменил множество профессий, объехал и обошел половину России – был в поисках работы и литературных впечатлений. Пытался понять, в чем смысл существования низшего слоя России. Русь держится на простых людях, которые живут согласно старому укладу. Но люди оказываются достаточно сильны, чтобы помогать друг другу, достаточно мудры, уверены в себе. Роль образа рассказчика: образ «проходящего», автора-повествователя занимает особое место в системе персонажей. Он никогда не стоит в центре происходящего, его образ складывается из косвенных характеристик, через высказывания о нем мимоходом других персонажей. Через образ рассказчика вносится 2 слоя художественного времени: 1. начало 90-х, когда рассказчик – юноша, бродяжничающий по югу России, наблюдатель и участник описываемых событий, 2. это фигура уже зрелого человека, писателя, ведущего отсчет времени от «сегодня», те от 1912-17 годов, когда создавались рассказы. Это человек вспоминающий, критически оценивающий, усмехающийся над собой, тогдашним. Опоэтизированная в творч-ве Г склонность русского человека к бродяжничеству теперь увидена им как недостаток активного жизнеустроения, безоглядный критицизм босяка оценивается как «ленивое отрицание жизни». Художник с надеждой всматривается в человека, котор облюбовывает место для нового своего жилья, не бежит («В ущелье», «Женщина»). Деятельное начало человеческой души, как самое драгоценное, по крупицам собирается художником в русской народной жизни («Кладбище»). В людях, в народной среде особенно дороги Г моменты согласия, внутреннего единения между собой и миром природы. Поэтика ряда рассказов держится на мотиве согласия. Мотив ожидаемого единства чувств и настроений персонажей реализуется в рассказе повторами и усилениями, как в лирич. стих-ии: «Они так странно всматривались друг в друга…точно родственники, неожиданно встретившиеся и только сейчас узнавшие о своем родстве». («В ущелье»). Мотив на миг возникшего ликующего единодушия, согласия воплощен в «Ледоходе», ключевом рассказе наряду с «Рождением ч-ка». Герой рассказа, плотник Осип, словно «опал», подобный большинству человечьих душ, которые «податливо изменяются, сообразно цвету того, что коснется их», преображаясь в минуту общей опасности. становясь воеводой, спасающим товарищей. Главное действие (Осип с риском для жизни переводит плотников через реку в момент начавшегося ледохода). В образе Осипа Г подчеркнул не только «фантастическую талантливость» русского народа, но прежде всего готовность его к деянию и подвигу. Повествователь любовно отмечает детали поведения, облика, жестов, походки героя. Так возникают основные лейтмотивы повествования: пробуждение души, молодость («Осип словно помолодел, окреп…ленивая, развалистая походка исчезла – он шагал твердо, уверенно»). Подобные лейтмотивы и в первом рассказе цикла– «Рождение человека». С появлением младенца лицо матери освещается, глаза, до того «испуганно вытаращенные», теперь – «донельзя прекрасные». Даже море одевается в кружева («все в белых кружевах стружек»). Во главе цикла - рассказ с символическим названием «рождение человека»: рождение на Руси нового поколения людей, которое преодолеет страшные невзгоды прошлого, – определивший пафос всего сборника.
Голос автора активен, автор спорит, оценивает, не скрывает отношения к происходящему, хочет заразить им читателя – важнейшее качество прозаического стиля Г. Преобладающий тон рассказов – лирико-патетический. Реалистическая художественная ткань подсвечена романтикой, которая отлична от ранней – «не на средства» собственной души, выдумки, фантазии, а «на средства» самой объективной действительности. Русский национальный характер раскрывается живо и оригинальнов глубоких драматич. противоречиях и критич. оценках («лентяи, опьяненные широким простором богатой земли…»). Это произведения об огромных потенциальных возможностях человека труда, его социальных и этических исканиях. Горький говорил и о потенциальных силах, которые заложены в каждом человеке из народа, и о трагизме народной жизни. На этом контрасте строилась вся книга, каждый рассказ и каждый народный характер. На контрастирующих мотивах двух начал – света и тьмы – написаны и пейзажные картины. Этот композиционный прием был определен основной идеей автора о неизбежной и близкой победе света над тьмой. Характерны и символы заглавий рассказов, в которых раскрывается за реальным, конкретным содержанием глубоко обобщающий философский смысл («Счастье», «Герой», «Легкий человек» и др.).
О содержании цикла:
В цикле “По Руси” рассказывается о неудавшихся жизнях многих русских людей, искалеченных российской действительностью: в рассказах “Чубин”, “Нилушка”, “Кладбище”, “На пароходе”, “Женщина”,“В ущелье”, “Калинин”, “Вечер у Панашкина”, “Светло-серое с голубым”, “Тимка”, “Страсти-мордасти”. Поднять человека-труженика до жизни, которой он достоин, — вот одна из основных мыслей рассказа “Нилушка” и всего сборника. Контраст между калечащей человека действительностью и мечтой о жизни очень сильно выражен в рассказе “Кладбище”. Тут поднимается важная проблема о деянии “маленького” человека и ценностей, им создаваемых. Отвратительная фигура мещанина Ираклия Вырубова, огромного, разжиревшего, с жадным ртом и лживыми глазами, вырисовывается как воплощение тупости и бессмысленности мещанского существования. Идея деяний народа здесь противопоставлена мещанскому паразитизму, воплощенному в фигуре Вырубова. В рассказе “Женщина” мы видим группу кочующих людей, пришедших из Средней полосы на Кавказ и оказавшихся в одной из кубанских станиц. Каждый из героев ищет в жизни счастья. Судьба их случайно свела на кубанской земле и так же внезапно вскоре разведет по разным дорогам. Сегодняшнее и завтрашнее, нынешнее положение народа и его жизнь в будущем — на этом контрасте построен цикл “По Руси”. Вот каковы люди, а вот какими они могли бы стать — таковы рассказы “Вечер у Шамова”, “Вечер у Панашникова”, “Вечер у Сукомятина”. Эти рассказы — бытие провинциальной интеллигенции, купечества и городских “низов” — слобожан. Пожалуй, ни в одном из рассказов Горького не сильны так контрасты прекрасного и уродливого, как в рассказе “Страсти-мордасти”. Горький не побоялся поставить рядом самое безобразное и самое прекрасное и показать, что душа способна жить под густыми пластами грязи. В I части описывается дикое и непристойное, а во II части — прекрасное и человеческое. В сборнике “По Руси” Горький находит всюду творцов прекрасного и доброго, собирает по крупинке подлинно человеческие чувства. Счастье человека, заблудившегося на просторах России, и наступившее разочарование, а чаще трагический поворот, происшедший в судьбе героя, — сюжет многих рассказов сборника “По Руси”. Эстетическая основа всех этих рассказов — уродливое настоящее и мечта о прекрасном. Эта книга пленяет своим оптимизмом, хотя в ней так много рассказано о трагическом, горестном, мучительном. Вместе с тем в книге Горького есть собирательный образ русского человека, покоряющего своей высокой духовной красотой.