пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Мировоззрение и стиль Бунина-поэта. (Прочитать стихи, проанализировать).

Бунин – автор сборников стихов «Стихотворения 1887-1891 гг.» (1891),  «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

Двуединый характер дарования (всю жизнь публиковал стихи вперемежку с рассказами и повестями, сборник стихов был его первой книгой).

В стихах Бунин – лирик, в эпоху разнообразных новаторских исканий твердо ориентирующийся на традиции классической русской поэзии.

Мастер словесного пейзажа (умение совершенно по-своему видеть и изображать русскую природу):

В полночь выхожу один из дома,

Мерзло по земле шаги стучат,

Звездами осыпан черный сад

И на крышах – белая солома:

Трауры полночные лежат.

(«В полночь выхожу один из дома», 1888)

(образность здесь несколько декоративная, но и впоследствии Бунин не чурался словесных красивостей – яркие, несколько напыщенные картинно-пейзажные описания, немного напоминающие где манеру Фета, где А. К. Толстого и других лучших постлермонтовских романтиков, он сумел сделать естественной чертой своего стиля).

Есть ряд прямых парафрастических перекличек с романтическими произведениями («Сириус» напоминает народный романс «Гори, гори, моя звезда…»).

В то же время у Бунина в стихах – пейзаж, насыщенный реально-бытовыми конкретными деталями (что восходит к некрасовской традиции и напоминает изобразительные приемы Чехова):

Скучно в лощинах березам,
Туманная муть на полях,
Конским размокшим навозом
В тумане чернеется шлях.

В сонной степной деревушке
Пахучие хлебы пекут.
Медленно две побирушки
По деревушке бредут.

<…>

Жмурясь, сидит у амбара
Овчарка на ржавой цепи.
В избах - темно от угара.
Туманно и тихо - в степи.

(Русская весна, 1905)

Но от некрасовской традиции отличает: созерцательность, отстранённость от мира человеческих проблем и отношений. Две побирушки, то есть бездомные нищие женщины -  это одна из деталей деревенского пейзажа, на их судьбах автор не задерживается. Здесь есть чеховский принцип изображения целого через деталь, который отзывается в основном внешним образом (запах хлеба и запах угара в избах, овчарка у амбара – через эти детали – жизнь сонной степной деревушки).

Это стихотворение – перекличка с приемами современной Бунину поэзии: размер – дольник, который редок у Бунина, но очень популярен в серебряный век; здесь звукопись тяготеет к корнесловию (туманная муть, темно, туманно и тихо), введена внутренняя рифма (побирушки – по деревушке).

Психологизм Бунина – умеет несколькими безошибочными штрихами увязать состояние природы с человеческим настроением:

И ветер, и дождик, и мгла

    Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

    До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

 

Сюжет (опустевший поздней осенью дачный поселок у озера, одинокий художник за работой) намечен без прямой обрисовки – немногочисленными деталями. Ненастной поре соответствует внутреннее состояние героя, только что пережившего личную потерю:

Вчера ты была у меня,
    Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
    Ты мне стала казаться женой...
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один - без жены...

 
<…>
Мне крикнуть хотелось вослед:
    "Воротись, я сроднился с тобой!"
Но для женщины прошлого нет:
    Разлюбила - и стал ей чужой.

 
Неожиданный – чисто бунинский – поворот мысли великолепно венчает это стихотворение:
Что ж! Камин затоплю, буду пить...
Хорошо бы собаку купить.
(Одиночество, 1903)                        

 
Путешествия Бунина дали ему немало экзотических картин и сюжетов (Огонь на мачте, Стамбул, Ра-Озирис, владыка дня и света, Эльбрус, Тэмджид, Ормузд, Черный камень Каабы, Помпея).
Русская тема – Кружево, Сенокос, Мужичок, Березка, Псковский бор, Святогор, Все снится мне заросшая травой.
Философская тема – Памяти, Ночь зимняя мутна и холодна, Взойди, о Ночь, на горний свой престол, Как много звезд на тусклой синеве.
Вторая половина 1900-х годов – окончательно оформляется лаконическая манера Бунина-поэта. Это не краткость стихов тютчевского типа. Характерны перечислительные ряды, детали, частности, призванные отражать как в капле воды то или иное целое:

 
Открыты окна. В белой мастерской

Следы отъезда: сор, клочки конверта.

В углу стоит прямой скелет мольберта.

Из окон тянет свежестью морской.

 

(Открыты окна, 1908)

Интерьер мастерской воссоздаётся не путем последовательного описания, а внешне парадоксальными приемами: сказано лишь, что мастерская – белая, а в ней сор, клочки конверта и в углу мольберт. О виде на море говорится перифрастически-уклончиво (тянет свежестью морской)

Будучи лирическим поэтом, Бунин всегда избегал слишком открываться перед читателем, предпочитая сдержанные интонации, намеки, полупризнания (принцип – мой внутренний мир должны знать «только я да Бог»)

 

«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его — по преимуществу – мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний…» (Блок)

 


12.02.2015; 14:07
хиты: 1835
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь