Любимый жанр У. – веселая повесть-сказка («Дядя Федор, пес и кот», «Колобок идет по следу», «Школа клоунов», «Крокодил Гена и его друзья» и др.). Его повести могут быть не только сказками, но и детективами, авантюрно-приключенческими историями, «лекциями». Он создает киносценарии, пьесы, веселые учебники, комиксы. Мир героев У. стал базой целой детской индустрии у нас в стране и за рубежом. Он «изобретает» героев, сюжеты, сами формы произведений, при этом легко трансформируя свои «конструкции» («Крокодил Гена и его друзья» - «Бизнес крокодила Гены» - «Отпуск крокодила Гены»), его герой может быть книжкой, открыткой, игрушкой, сувениром и т.п. При этом автор не оберегает свое творчество от массовой культуры, и даже наоборот, вовсю использует её приемы, идя навстречу массовому читателю.
Секрет успеха произведений У. таится в его героях: любой герой воспринимается как уникальная личность (Старуха Шапокляк, кот Матроскин, профессор Чайников). А дружба между такими разными героями – как еще одно смешное явление. У. как бы дополняет действительность тем, чего ей не хватает с точки зрения ребенка. Он берет за основу какой-нибудь человеческий тип и одним-двумя штрихами превращает его в карикатуру. Зануда-Печкин любит сладкое.
Положительные герои сказочны прежде всего потому, что они сказочно добры и невероятно воспитаны. Они не идеальны, а просто совершенно нормальны. Остается дать ему простое, легко запоминающееся имя, подчеркнуть какую-нибудь особенность. Заметим, что подобные приемы лежат в основе образов народных сказок. Герои существуют не в замкнутом круге традиционного сюжета, а живут своими – и нашими – повседневными заботами. Они не совершают ничего такого, что бы отделяло их от нас непроходимой стеной: строят дом, учатся и т.д.
Компания героев сама выбирает для себя род занятий, и сюжет получается хотя и странный, но очень удобный именно для них. При этом каждый имеет право оставаться самим собой: кот ухаживает за коровой, пес фотографирует зайца и т.д. Идея самоцельности личности очень важна для произведений У. На первом месте для его героев – преданность любимому делу (Колобок и Булочкин целиком и полностью заняты расследованием и т.п.).
Обычное двоемирие взрослых и детей у У. разделено очень четко. Безнадежно взрослые награждены авторской насмешкой: все они для него «граждане» и «гражданки», им суждено вечно быть вне игры. При этом самые экстравагантные поступки «детских» героев находят логическое оправдание.