пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Своеобразие юмора в рассказах для детей (Н. Носов, В. Драгунский, В. Голявкин, Ю. Сотник).

Николай Николаевич Носов (1908—1976) — крупнейший из писателей-юмо­ристов детской литературы. В его творческой биографии счастливо сошлись уачечение техническими знаниями и дар юмориста.

Первая публикация писателя относится к 1938 году: в журна­ле «Мурзилка» был напечатан его рассказ «Затейники». В даль­нейшем в «Мурзилке» публиковалось большинство его расска­зов; среди них — «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки». В 1945 году вышел сборник для малышей «Тук-тук-тук», в кото­рый вошли предвоенные рассказы и новые: «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и др. Позднее появились сборники для младшего и среднего возраста — «Ступеньки» и «Веселые рассказы» (1947).

В цикле «Веселые рассказы» (1947) сквозные герои составляют традиционную комическую пару: Коля — здравомыслящий, хотя и наивный, мальчик-рассказчик — и Мишка — фантазер, горе- изобретатель, чья неуемная предприимчивость становится при­чиной смешных неудач. Смешон не только Мишка — тем, что за все берется и ничего не умеет, но и Коля — тем, что при всей своей рассудительности подчиняется напору Мишки и вместе с ним попадает впросак.

Все внимание автор сосредоточил на детях. Взрослые в его рас­сказах играют скромную роль, во всяком случае взрослые никак не ограничивают самостоятельность де­тей, т.е. не мешают им ошибаться и учиться на собственных ошиб­ках.

Писатель мастерски владел приемами комического повество­вания, к тому же хорошо знал детскую психологию. Это и обеспе­чило рассказам о Мишке и его друге прочное место в новеллисти­ке для дошкольников и младших школьников.

Завоевали популярность и повести Носова для среднего возра­ста — «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950) и «Витя Малеев в школе и дома» (1950). Последняя из них выделя­ется тем, что впервые в юмористическом произведении психологически точно было по­казано формирование детского характера в борьбе с собственны­ми недостатками — слабоволием, неорганизованностью, безот­ветственностью.

Наибольшую известность получила трилогия романов-сказок о Незнайке. Первая часть — «Приключения Незнайки и его друзей» — впервые была опубликована в киевском детском журнале «Барви­нок» за 1953—1954 годы. Вторая часть трилогии — «Незнайка в Солнечном городе» — появилась в «Юности» в 1958 году. Третья часть — «Незнайка на Луне» — вышла в журнале «Семья и школа» (1964—1966); жанр ее автор определил как «научно-фантастиче­скую повесть о последних достижениях и перспективах развития советской науки в области ракетоплавания и телемеханики». Це­ликом трилогия была издана в 1971 году. Литературными предшественниками Незнайки и Знайки сле­дует считать героев И.С.Тургенева — Самознайку и Рассудитель­ного.

Широкой популярностью пользовались и юмористические но­веллы «Приключения Толи Клюквина» (1961). В них осмеиваются не только детские недостатки, но и взрослые пороки.

В 70-х годах главным творческим принципом писателя стала достоверность в изображении мира детства. К этому периоду от­носятся две автобиографические повести: «Повесть о моем друге Игоре» (1971) и «Тайна на дне колодца» (1977). Для обеих пове­стей характерны мягкий, сочувственный юмор и уважение к лич­ности ребенка.

Воспоминания о своей семье, о детстве нашли воплощение в художественно-мемуарной повести Н. Носова «Тайна на дне ко­лодца». Мир детства дан в восприятии самого ребенка. Множество исторических, социальных и бытовых деталей дополняют значе­ние повести в истории отечественной культуры детства.

Художественное мастерство Н.Н.Носова основано на знании законов читательского восприятия, на отчетливости содержания, на умении создать и обыграть неожиданную, остроумную колли­зию, психологически убедительную даже в гротесковых подроб­ностях. Основа его комизма — комплекс смешных возрастных черт ребенка.

 

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) – актер по образованию. Но с 1940 года он начал писать фельетоны, клоунады, сценки-репризы для эстрады.

Первая книга «Он живой и светится» вышла в 1961 году и состояла из 16 рассказов о Дениске Кораблеве и принесла успех автору. Потом приключения Дениски дополнялись, всего было написано около 900 рассказов. Прототипом Дениски стал его сын Денис (сейчас известный журналист) и сам автор.

Больше всего автора интересовала психология первоклассника – мир ребенка в это время расширяется и усложняется, и происходит начальное самоопределение личности.

Его рассказы несут печать эстрадных жанров – их легко читать в слух: они написаны живым разговорным языком (детей лет 6-8). Эпизоды выстроены как острые-смешные мизансцены, а характеры героев четко очерчены.

Повествование динамично, се детали убыстряют темп. Текст насыщен глаголами действия и состояния.

Спектр комического широк: от сатиры и чистого юмора до мягкой иронии, переходящей в лирическую грусть.

Сочетание лирического и комического начал придает произведениям особую теплоту.

 

Виктор Владимирович Голявкин (1929 — 2001) — писатель и художник.

Особенностью рассказов писателя является их краткость вместе с остроумным доброжелательным юмором. Это нечасто встречающаяся в литературе особенность — краткость. Такой ёмкий краткий стиль требует особого писательского мастерства, которым Голявкин владел, как никто другой. Герои его рассказов всегда хоть и смешные, но деятельные и обаятельные. Длинные рассказы встречаются редко.

Его творчество принадлежит к «Ленинградской волне», кот.сформировалась в 60х годах. Её особенности: ориентация на абсурд, эксцентрику, почти стихотворную организацию прозаического текста; резкое освещение нравственно-социальных противоречий.

Его проза всегда вызывала бурную полемику. Простые рассказы сначала заставляют смеяться, а потом могут вызвать и слезы. Жизнь как будто мерцает (то комическая, то драматическая), так что невозможно дать явлению одно-единственное объяснение. Автор видит смешное и вместе с тем глубокое драматическое противоречие там, где другие ничего существенного не замечают.

Романтизм голявкинской прозы обусловлен противоречием между изначальной дисгармонией мира и детской мечтой о гармонии. Дисгармония: сопоставление детей и взрослых (обе стороны не понимают друг друга и бывают неосознанно жестоки). Сам читатель должен это понять, поэтому автор отказывается от благополучных развязок, или ставит их благополучие под сомнение. Жизнь трагикомична, и человек настолько свыкся с этим, что не замечает абсурда ни в себе, ни в окружающем мире.

Подтекст передается с помощью интонаций, точно расставленных пауз, ритмических повторов.

Особенно – младший школьный возраст: силен разрыв между степенью формирования личности и способностью доказать окружающим свою значимость. Младшие школьники, подобно подросткам, переживают свою драму, а внешне это воспринимается как комедия.

 

Юрий Вячеславович Сотник (1914 - 1997) - русский советский писатель, автор книг для подростков.

Свой первый рассказ о котенке, живущем в их коммунальной квартире, Юрий написал в четвёртом классе. Окончив школу, Сотник много странствовал по стране, был фотолаборантом, работал сплавщиком на реке Лене, рыбачил. С увиденного он начал писать рассказы.

В 1938 году вступил в объединение при издательстве Советский писатель. Свой первый рассказ "Архимед" Вовки Грушина" Сотник выпустил в 1939 году. В этом рассказе Сотник описал, как он в детстве хотел построить подводную лодку.

В послевоенные годы он выпускал много рассказов о жизни подростков, которые попадали в разные истории. Многие его герои были пионерами. По сюжету, некоторым его персонажам доводилось попадать в разные приключения, даже сидеть в засаде. Вот как сам писатель объяснял свои рассказы: "Скажем, я недавно познакомился с мальчиком, который не переставая говорил о ракетах, при этом солидно покашливал и крутил от волнения пуговицу на своей курточке. Или видел девочку, которая через каждые пять минут причесывала свою челку и смотрелась в зеркальце. Я все это запомнил. А потом начинаю писать книжку о фантастических приключениях мальчика и девочки. И, чтобы хорошо представить себе этих ребят, я пишу, как мальчик крутит пуговицу, а девочка постоянно смотрится в зеркальце».

Все повести и рассказы Ю. Сотника остросюжетны, в них сочетаются комические, трагикомические, драматические и лирические элементы (например, рассказ“Человек без нервов”). Часто, начавшись как комический, сюжет стремительно обретает драматические, реже – лирические очертания, причем смешное и серьезное могут существовать в рамках оного произведения, дополняя друг друга, в результате чего повествование обретает многоразмерность смысла.

В основе комизма Ю. Сотника – юмор возраста, юмор характера и юмор положения. Ю. Сотник редко прибегает к “юмору смешных фраз” и выражений (“я предпочитаю танцевать от характеров”, - утверждает он). В большинстве его рассказов действуют подростки, считающие себя взрослыми и не понимающие ограниченности своих возможностей. Конфликт стремлений с невозможностью их реализовать создает основание для появления комической ситуации, формирующейся по принципу: “Что будет, если…”. Что будет, если трусоватый мальчик попробует поразить своей смелостью девочку (“Человек без нервов”); что будет, если в процессе игры героине придется столкнуться с испытанием, находящимся на грани ее человеческих сил (“Белая крыса”), и т. п. Его любимый герой – подросток, увлеченно изучающий окружающий мир и себя самого, собственную натуру и характер. Все подростки Ю. Сотника стремятся к подвигу, и это стремление поддерживается не только ожиданием подходящей ситуацией, но и постоянной работой над собой, подготовкой к подвигу, самовоспитанием. И почти во всех произведениях писателя читатель становится свидетелем настоящего подвига–преодоления самого себя юным героем, даже если внешне это выглядит вполне обыденно. Преодолевает свой страх Таня Закатова, стремясь помочь друзьям, попадает в трудное положение Леша Тучков, проявляет самообладание и достоинство Лодя.

Писатель убежден в том, что дети в основной своей массе лучше, чем это кажется взрослым, поэтому нередко Ю. Сотник строит свое произведение на откровенном несовпадении “детской” и “взрослой” версии развития событий (“Как я был самостоятельным”, “На тебя вся надежда” и др. ) Опровергая “взрослые”представления о поведении подростков, его истинным мотивах и целях, Сотник откровенно иронично, даже сатирично обрисовывает тетю Соню, неудачную“воспитательницу”, супружескую чету Грабовых, Брыкина-старшего (“На тебя вся надежда”), мать Феди, Вари и Вовки (“Приключение не удалось”). Вообще взрослые в рассказах и повестях Ю. Сотника появляются редко, почти все время находясь по воле автора в отсутствии и оставляя детей в одиночестве. Возможно, это определяется замыслом писателя, показать ребенка наедине с самим собой, но не исключено, что Сотник принимает во внимание обыкновение всего необычного и смешного происходит именно тогда, когда взрослые куда-то отлучаются. Известно, что почти все описанное в произведениях писателя, так или иначе имело место в жизни самого писателя в детские отроческие годы. Юрий Сотник никогда не пишет о том, чего не испытал или не знает, и всегда выступает противником всех форм приблизительности в искусстве. Любой парадокс, с которым сталкиваешься в его произведениях, всегда психологически обоснован и соответствует логике поведения подростка. Ю. Сотник никогда не смешит, чтобы “просто рассмешить”, не склонен подшучивать над своими героями, уважая их самобытность и активную жизненную позицию. Он серьезно относится к праву героя на ошибку, право на приобретение необходимого жизненного опыта. Смех–это органическая составляющая его писательского дара. Может быть, именно поэтому книги Ю. Сотника не стареют и не утрачивают читательской любви со временем.


09.01.2014; 21:59
хиты: 16922
рейтинг:+4
Гуманитарные науки
литература
мировая литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь