Павел Петрович Бажов (1879 —1950) — русский писатель, фольклорист; впервые выполнил литературную обработку уральских сказов.
Он был родом из уральского рабочего поселка, получил духовное образование, работал учителем. В литературу вошел в 57 лет, создав свод «Сказов старого Урала».
«Малахитова шкатулка» - первый сборник, вышел в 1939.
Сказ — жанр литературы, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи вообще. Характерная черта сказа — наличие рассказчика, который не совпадает с автором, а стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой.
Многие из сказов (т. н. «тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.
Автор отрицает возможность обработки фольклора, а сказы лишь по внешним признакам напоминают былички и сказки, бытовавшие в горнозаводских поселках. Сюжеты многих сказок писатель создавал сам, смешивая фольклорные и лит.приемы повествования.
Его сказы как гипертекст: один дополняет другой, герои появляются в нескольких сказах. География сказовстроится вокруг Полевского завода. В центре каждого сказа – жизнь людей труда, в которой случается что-то фантастическое. Сила, талант и мудрость трудового ч-ка противопоставлены как силе угнетения (разные хозяева жизни), так и тайной силе природы.
Бажов делил свои сказы по тональности: сказы «детского тона» («Огневушка-Поскакушка»), «взрослого тона» («Каменный цветок») и «исторические рассказы» («Марков камень»).
«Серебрянное копытце» - сказ «детского тона». (читайте сами, пересказа не будет). Связь между событиями обозначена лишь намеком, читателю самому нужно проследить её и сделать нравственный вывод, т.е. разгадать тайну, связывающую людей и природу.
Ювелирная работа над текстом: каждое слово выверено и организовано, нет ничего лишнего, разные оттенки в словах и речах.
Рассказчик сочувствует бедняками и неуклонно утверждает идеал жизни, но не сказочной, а реальной.
Изображенная обстановка реальная и вместе с тем таинственно-сказочная. 3 жилища: 1 – обычное, в кот.горе, 2 – изба Коковани, где уютно работать и слушать сказки, 3 – лесной балаган, где случается чудо.
Логика композиционного построения: от обыденного мира, где переплелись добро и зло, к миру, где сказка сплетается с реальностью.