Алексей Михайлович Ремизов (1877-1957)
Был воспитан сказками кормилицы, простонародным московским говором, древнерусскими рукописями и церковными книгами, русской классикой. Проза Ремизова относится к литературному направлению, берущему начало в фантастике Гоголя. Жанры: апокрифы, сказки, грамоты и пр.
Сборник «Посолонь» (1907) (это цикл лирических сказок-миниатюр (по Минераловой)) явился дебютом писателя. Это самая светлая и жизнеутверждающая из книг писателя. Ведущая идея книги выражена автором в предисловии к редакции 1930 г.: «Волшебная Россия- земляная-подземная-надземная-была, есть и будет, пока светит солнце над большой русской землей, и не раз скажется она в слове, пока жива человеческая речь и смотрят на мир детские глаза».
Книга выстроена как путешествие по временам года, по Солнцу, отсюда и слово посолонь. Начинается год весной, как встарь; оканчивается «Медвежьей колыбельной песней»-глубокой зимой. Основой сюжетов и образов служат детские игры, песенки и сны, взрослые обряды, приметы и поверья, загадки, пословицы и поговорки. Например, в сказке «Красочки» воспроизводится старинная игра: Ангел с колокольчиком и Бес с колотушкой разбирают себе красочки-цветочки. По правилам игры, если засмеются Ангеловы цветочки на ужимки Беса, повторенные его цветочками,- идти им к Бесу. В сказках-играх действуют персонажи, которые ведут себя как дети; автор описывает игру именно так, как она течет в воображении детей. Перевоплотившихся в гусей-лебедей, в кошек и мышек, в синие и белые цветочки, в Ангелов и Бесов (сказки «Красочки», «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди»).
Народным обрядам писатель вернул их священный поэтический смысл, соединив обряд со всем кругом единой жизни природы и людей. Обряды чаще всего изображаются через детское сознание. Например, один из зимне-весенних обрядов- сжигание Костромы- Ремизов изображает как большой детский праздник, разгорающийся на зеленеющем лоне природы. Кострома ожила, имя ее обрело значение и образ.
В «Посолони» есть и рассказы о детях, например о неугомонном мальчике Петьке и его благочестивой бабушке («Богомолье, «Змей»), о малышке Аленушке («Медведюшка»). Рассказы отчасти напоминают реалистическую мемуарную прозу, отчасти- те же фантастичные ремизовские сказки.
Особое место занимает сказка «Зайка»: в ней появляются герои, которые перейдут потом в цикл-продолжение «К Морю-Океану» (1910-1913). Это некая совсем маленькая Зайка и ее наперсник Котофей Котофеич. Сказка- одна из лучших в сборнике; она представляет собой поэму в прозе о раннем детстве, проходящем как один прекрасный сон- среди живых игрушек, неведомых чудных зверей, под опекой старого кота. Ремизов был мастер придумывать героев и их имена (страшная Буроба с огромным мешком; Червячок, то раздувающийся, то исчезающий в ямке; Кучерище, поедающий игрушки; гадкий Зародыш в фонарике и т.д.). В цикле-продолжении оказывается, что это Котофей Котофеич водил Зайку и всех остальных «посолонь».
У Ремизова внутрилитературный синтез, близость к поэзии наглядно проявляются в миниатюрах «Посолони».
Интерес к «старине», к национальной культуре, с одной стороны, и к чудесному – с другой, во многом сближает русский модернизм с романтической традицией. Мистицизм романтиков во многом вытекает из религиозной картины мира, пусть и трансформировавшейся под воздействием современных им натурфилософских и историософских идей. Мистицизм эпохи модерна возникает в условиях острого кризиса религиозного сознания, что не раз подчеркивали и сами представители серебряного века. Настроения и идеи эпохи отразились в сказочном цикле Ремизова «Посолонь» – своеобразной мифопоэтической реконструкции «русского национального космоса». Художественный мир этого произведения густо заселен различными мифологическими персонажами, а мерное движение времени, заданное сменой природных циклов, сопровождается соответствующими обрядовыми действиями и детскими играми. Свой художественный метод Ремизов определял как «творчество по материалу», а задачу видел в поэтической реконструкции «народного мифа», «обломки» которого сохраняются в обрядах, играх, суевериях и т.п. При этом материалом, с его точки зрения, может стать «потерявшее всякий смысл, но все еще обращавшееся в народе, просто-напросто какое-нибудь одно имя – Кострома, Калечина-Малечина, Спорыш…, – или какой-нибудь обычай вроде "Девятой пятницы", "Троецыпленницы"», а искусство художника состоит в том, чтобы «в конце концов проникнуть от бессмысленного и загадочного в имени или обычае к его душе и жизни, которую и требуется изобразить». Писатель осознает себя посредником между «живым народным словом» и читательской аудиторией, выступает как популяризатор национальной культуры. Арсенал ремизовских приемов не исчерпывается литературным пересказом и поэтической реконструкцией «народного мифа». Писатель оставляет за собой право на индивидуальное мифотворчество.
Оба цикла («Посолонь» и «К Морю-Океану») так насыщены фольклорно-этнографическим материалом, что автор посчитал необходимым снабдить их подробными примечаниями, в которых даны дополнительные разъяснения и указаны использованные научные источники. Комментарии адресованы взрослому читателю, из чего следует, что писатель создавал свои сказки не только для детей, но и для более широкой аудитории. Установка на этнографическую точность сочетается в произведениях Ремизова с раскованной поэтической фантазией.
Орнаментальная проза - стилевое явление, которое связано с организацией прозаического текста по законам текста поэтического: сюжет как способ организации повествования уходит на второй план, наибольшее значение обретают повторы образов, лейтмотивы, ритм, метафоры, ассоциации. Слово становится самоценным, обретает множество разных смысловых оттенков.
Некоторые циклы миниатюр Ремизова— не мотивированная ничем сюжетная заумь, дополняемая словесной заумью припевов, заговоров и всякого рода орнаментальной словесностью (напр. «Посолонь»).
Для Ремизова характерна фрагментарная композиция, соединение разрозненных эпизодов. Сюжетный стержень повествования слабо ощутим; основные события затушевываются, место обобщающего, генерализирующего изложения занимает показ частных эпизодов, деталей быта.
В основе композиции лежит календарный цикл: весна, лето, осень, зима.
Структура: кольцевая ритмическая структура. «Посолонь» насыщена повторами образов, повторяющихся из сказки в сказку, из цикла в цикл.
Создавая книгу «Посолонь», А. Ремизов использовал приёмы фольклорной песенной и сказочной традиции: а) структурную цитацию лирического запева народных необрядовых песен ; б) рефрен атрибутивных формул, композиционно и функционально близких к песенным словесным и фразовым повтором ; в) начальные формулы русских сказок . Сборник имеет кольцевую ритмическую структуру на «макро»- и
«микро» уровнях. Ритмообразующие признаки выявляются на нескольких структурных уровнях: а) стихотворное оформление текста (использование версэйной графики, графической прозы , системы пробелов между абзацами); б) использование параллельных синтаксических форм и симметрии интонаций; в) употребление одноструктурных диалогов; г) повторение ритмического соотношения между речевыми пластами, то есть чередование авторского описания , повествования рассказчика и диалогов героев; д) повторение одних и тех же слов в начале и в конце предложения; е) употребление слов , которые в данном контексте приобретают значение синонимов ; ж) использование слов близких по фонетическому оформлению , что создаёт имитацию рифмы; з) присутствие традиционной рифмы , стихотворных размеров ; и) употребление скрытых цветовых повторов; к) на фонологическом уровне преобладание в фрагментах одинаковых гласных и согласных звуков, повторением почти идентичных звуковых комплексов ; л) обилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами ; м) упорядоченность речевых тактов и зачинов в фразе.