Эпоху между 1892 и 1917 годами принято называть Серебряным веком. Никогда еще картина литературного мира не была столь пёстрой. Объединяло деятелей культуры предчувствие глобальных перемен в масштабах всей Земли. ХХ век воспринимался как начало новой эры, как детство нового человечества.
Детство стало одной из ведущих тем литературы. Человек-книга, в которую записана история мира. Только детскому сознанию дано приблизиться к постижению истины. Человек-ребенок, книга для ребенка. Многие писатели перешли от разработки традиционной темы детства к созданию литературы для детей, к критике детских изданий.
Символисты видели в ребенке современного Сфинкса, т.е. существо-загадку, поскольку будущее угадывалось только интуитивно. Это отношение выражено в стихах А. Блока:
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Акмеист О.Мандельштам провозгласил детское сознание желанной нормой человека Нового времени:
Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять,
Все большое далеко развеять,
Из глубокой печали восстать.
Элитарную литературу создавали для детей писатели-модернисты, такие как К.Бальмонт, А.Блок, П.Соловьева-Allegro. Центром модернистской детской литературы стал журнал «Тропинка».
И.А.Бунин. Его рассказы и стихотворения посвящены России и русской душе. Тема детства также была в его поле зрения. В издательстве «Детское чтение» вышел большой сборник его стихов «Под открытым небом», «Стихи и рассказы», «Полевые цветы». Одним из источников вдохновения был для Бунина мощно бьющий родник детских воспоминаний: (стихотворение «При свече»)
Сердцем помню только детство:
Все другое- не мое.
Он всегда набрасывал картины совершенно реальные, которые, однако, поражают гармонией красок, звуков и запахов, поэтому при чтении читатель переносится в тот давно минувший день и т.д.
ДЕТСТВО
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол - гигант, тяжелый, величавый.
Воспоминания о детстве связаны для поэта со старым орловским поместьем- его родовым гнездом. Детство Б. было овеяно духом ХIХ века с его устоявшейся культурой. Дом хранил домашние ценности культуры. В стихотворении «Летняя ночь » передана атмосфера поместья, его теневая сторона, связанная со страшными местами и семейными рассказами:
"Дай мне звезду,- твердит ребенок сонный,-
Дай, мамочка..." Она, обняв его,
Сидит с ним на балконе, на ступеньках,
Ведущих в сад. А сад, степной, глухой,
Идет, темнея, в сумрак летней ночи,
По скату к балке. В небе, на востоке,
Краснеет одинокая звезда.
Тема материнства, связанная с мотивами природы и христианства, звучит в стихотворениях «Мать», «Матери», «На пути из Назарета», «Помню-долгий, зимний вечер…». Своему маленькому сыну Б. посвятил колыбельную «На глазки синие, прелестные…». «Все снится: дочь есть у меня…» - так начинается «взрослое» стихотворение «Дочь».
Произведения Б., в особенности стихи, - богатый источник для пополнения круга чтения детей.
К.Д.Бальмонт. Его отношение к детским книгам было самое трепетное. Он написал более 70 стихотворений для детей, посвятив их своей 4х-летней дочери; они вошли в сборник «Фейные сказки». Это изящные стилизации детских песенок по мотивам скандинавского и южнославянского фольклора, в кот. возродилась традиция детских стихов Жуковского (мальчик-с-пальчик). Легкомыслие сюжетов, отсутствие серьезных проблем отражено в названиях- Наряды феи, Прогулка феи, Находка феи, Забавы феи. Жизнь-череда мимолетностей. Зло не существует в фейном мире- есть только маленькие неприятности, оттеняющие общую безмятежность. В сказочном мире царит та же идиллия, что и в раннем детстве. Фея-муза поэта, детский мир- мир его вдохновения. Естественное право ребенка и поэта на радость, красоту и бессмертие.
Б. называли «Паганини русского стиха», восторгаясь музыкальностью его речи. Слово и музыка рождают поэтический образ: «Золотая рыбка» (из взрослого сборника «Только любовь»):
В замке был веселый бал,
Музыканты пели.
Ветерок в саду качал
Легкие качели.
В замке, в сладостном бреду,
Пела, пела скрипка.
А в саду была в пруду
Золотая рыбка.
Хоть не видели ее
Музыканты бала,
Но от рыбки, от нее,
Музыка звучала.
Многие из «взрослых» стихов Б. можно предлагать детям с самого раннего возраста (весеннее первозданное чувство музыкальностьè доступность слов теряет свое значение).
А.А.Блок. Главная тема его поэзии- Родина, древняя, современная и будущая. Б. вслушивался в музыку революции, пытался угадать ход истории: детям предстоит войти в более тесное общение с народом, столкнуться с невежеством, жестокостью, нужно учиться технике -железный век как никак; сентиментальность по отношению к детям- великий грех, ибо может развить в них бездеятельность, неприспособленность к жизни è они станут несчастными безвольными людьми.(«Записные книжки»).
Спор о жестокости в народной сказке- фальсификаторы отфильтровывали жестокое, Б.против- нужно открывать детям глаза на народную действительность, готовить их к жизни вместе с народом.
Б. начал писать с 5-7 лет, увлекался журналистикой. Впоследствии рецензировал детские издания-главные критерии: 1) близость к народному творчеству 2) близость к детскому мировосприятию. Неясно, писал ли Б. именно для детей: он отбирал из готовых вещей годное для публикаций в детских изданиях, устранял темные места + детские стихи помещал и в издания для взрослых.
Сборник «Круглый год» составлен по образцу народного календаря. Пасха и Рождество- важнейшие праздники. Каждое стих-е выражает лирическое состояние, характерное для данного времени года.
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздухе - вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки...
Это все у вороны - игрушки,
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..
В этих стихах нет ничего символистского. Есть типичные для Б. приемы: черное и белое, холод и тепло, старость и детство. Спокойствие чувств+реализм описаний. Лирический герой живет в золотом веке.
Сборник «Сказки» - драма перехода в железный век; мотивы русской мифологии, стихи трагического накала нужны детям в начале тревожных и мятежных дней.
Б. не настаивал на каких-то особых законах творчества для детей. Законы поэзии для него едины. + тема поэтизации детской смерти.
Н.С.Гумилев. Акмеизм- искусство зрелого сознания+детски-мудрого незнания. Земной мир воспринимается с позиции путешественника и воина. Задача поэзии- воспитание мужества. Стихи в основном стилизаторские, идут от романтических мечтаний+широкие цветовые плоскости, простой и смелый рисунок, динамичная композиция. Названия стихов=подписи к картинам: Помпей у пиратов, Озеро Чад, Капитаны, Экваториальный лес и пр. Неизжитая детскость в личности поэта, forever 13. Происхождение понимание детского у Г.- стих. «Жизнь» - Гераклит уподоблял всю историю человечества играющему ребенку+идеи Ницше:
Да, я понял. Символ жизни- не поэт, что творит слова,
И не воин с твердым сердцем, не работник, ведущий плуг, -
С иронической усмешкой царь-ребёнок на шкуре льва,
Забывающий игрушки между усталых рук.
Ребенок для Г.- соединительное звено природной эволюции (царство растений-царство человека). Образ родины+ идея интернационального единства человечества (+Африка и Восток). Сначала публиковал взрослые стихи в детских изданиях. Главный вклад Г. в дет.лит- африканская поэма «Мик». (об осиротевшем негритенке, попавшем к абиссинцам-обхъединение племен+гибель его друга –француза Луи).В основе сюжета- детская игра в царя обезьян. Оптимизм+юмор. Заигравшиеся дети или цари? + китайская поэма «Два сна» (священная мудрость детской игры). + для детей пьеса в стихах «Дерево превращений». (ироническое переосмысление философии перерождений).
С.А. Есенин. Крестьянский поэт. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».Искания, сомнения, боль поэта исходили из великого конфликта между Русью крестьянской и новой Россией, вздыбленной революцией и урбанизацией. В ранних стихах преобладает крестьянско-христианское мироощущение=одушевление всего живого+содинение человека, природы, неба и земли в ощущении Бога. Именно ранние стихи Е. вошли в круг детского чтения. (1910-1918): Береза, С добрым утром, Черемуха, Топи да болота, Нивы сжаты рощи голы , Поет зима-аукает… Ведущий лирический мотив- умиленное созерцание жизни.Природа+человек=покой, взаимосогласие. Шел от традиции народной песенной лирики. Источник образов- народная поэтичная речь.(+инверсии, постоянные эпитеты, олицетворения). «Сказка о пастушонке Пете…» -отклик на привлечение несовершеннолетних к партийно-колхозной работе.
+Особая тема- маленькие сироты и беспризорники Сиротка, Побирушка. (безвинные слезы, скромные притязания, неправедный мир+празднично-веселый). Русь бесприютная. Сочувствие+понимание соц.последствий. Поэзия Е-классика для всех возрастов.
Соловьева Поликсена Сергеевна(Allegro). Младшая дочь историка С. М. Соловьева. Стихи публиковала под псевдонимом Allegro. Было выпущено пять авторских поэтических сборников. Помимо поэзии, П. Соловьева писала прозу (рассказы) и книги для детей. Семь лет, начиная с 1906
года, она вместе с писательницей Н. И. Манасеиной издает детский журнал
"Тропинка", при котором возникло и издательство. Своей работы в литературе
для детей Соловьева (Allegro) не прекращает и после закрытия журнала.
Написанные главным образом от лица мужчины, стихи Соловьевой (Allegro)
традиционны по форме, лишены резкой индивидуальности, полны печали и
меланхолии.
"Счастья нет, есть только отраженье Неземного в темноте земной".
Революционные события 1905 года поэтесса восприняла как нечто животворное,
но грозное, апокалипсически зловещее.
Кроме "Инея", наиболее известные сборники стихов Соловьевой (Allegro),
часто украшенные ее собственными вполне профессиональными рисунками, -
"Стихотворения" (1899), "Плакун-трава" (1909), "Вечер" (1914), "Последние
стихи" (1923).
Ребусы, головоломки, шарады и загадки, собранные, придуманные, нарисованные и изданные Соловьевой (Allegro), переиздавались в СССР, начиная с 1930-х и до 1960-х годов в различных журналах и сборниках по занимательному воспитанию без указания ее авторства. На них выросло несколько поколений советских детей.
Марина Цветаева. «Невзрослый» стих М.Цветаевой, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху более взрослому. Чувствуешь, что этому невзрослому стиху доступно многое, о чем нам взрослым, мечтать нечего.
Мирок
Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
С ранних лет Марина почувствовала подавленный тоской гнев матери.
Компенсируя пустоту эмоциональной жизни, невнимательность мужа и разочарование во всем ,мать увлекалась романтической музыкой, поэзией, искусством. После смерти матери Марина тут же забросила занятия музыкой и начала серьезно писать стихи. Цветаева обожала дочь. «Моя мать очень странная. Моя мать не выглядит матерью. Матери всегда обожают своих детей и детей вообще, но Марина не любит детей… Она печальная, быстрая, любит поэзию и музыку, пишет стихи.
Осип Мандельштам. Авторы почти всех воспоминаний о Мандельштаме неизменно отмечают, что это был человек неистребимой веселости: шутки, остроты. Шуточными были и детские стихи 1924 – 1925 годов.
Стихи Мандельштама для детей
Все говорили Мандельштаму, что надо изучить детскую психологию: дети любят то, дети не любят того… Племянница О. М. – Татька – они очень дружили – получила от него "Кухню" и сказала: "Ничего, дядя Ося, можно перерисовать ее на "Муху-цокотуху"… Один Корней Иванович утешил. О. М. встретил его на улице и довольный пришел домой: "Знаешь, что сказал Чуковский! – Не думайте о детях, когда пишете детские стихи…" Детские стихи сочинялись, как шуточные – вдруг, и со смехом: "А так годится?.." Из своих книг он любил именно так сочинявшиеся: "Примус" и "Кухню"… Там коротенькие стишки, вроде поговорочек, присказок. Жарится яичница – стишок. Забыл закрыть кран на кухне – стишок… Сварили кисель – опять событие и повод для стишка. Они и получились живые и смешные. Любят ли их дети? Кто их знает… Ведь детям тоже надо привыкнуть к стишку, чтобы его полюбить.
А вот «Приглашение на луну» вовсе для детей не предназначалось. Это из "взрослых" стихов, и на луну приглашалась, наверное, вполне взрослая женщина, а дети как будто согласны считать его своим. Во всяком случае, те дети, которым О. М. их читал. С детьми он часто дружил и играл. Очень подружившись, даже читал стихи, но про луну или про "Наташу", которую выдают замуж. Впрочем, про "Наташу" девочкам постарше, и первой своей племяннице. Разумеется, после той Наташи, которая действительно выходила замуж.
Мне всегда казалось, что сочинение детских стихов – развлечение, отдых, такое же легкое времяпрепровождение, как шуточные стишки, которые сочиняются только с товарищами за веселым разговором, за чаем, за бутылкой вина.
Особенно много шуточных стихов он сочинял в Москве в тридцатые годы, обычно с Анной Андреевной. Она их любила и всегда очень смеялась А детские обычно со мной, а кой-какие тоже с ней. Может, мы с ней и жарили яичницу.