Идеи социальной педагогики нашли сторонников в демократических слоях общества практически всех стран Европы. Так, эти идеи и идеи прагматизма вобрало в себя и трансформировало педагогическое направление, возникшее в Германии в результате резкого недовольства формализмом и пассивностью старой школы и получившее название трудовой школы. Начало этому направлению положил швейцарский педагог
Роберт Зейдель (1850—1933), в работе «Трудовая школа как социальная необходимость» наметил основные принципы ее построения. Первая такая школа была организована в 1882г. и названа коллективно-трудовой колонией, в которой использовалось около 20 разных видов производительного труда. Каждый ученик должен был основательно изучить одно из ремесел и иметь представление обо всех других. Занятия трудом требовали знаний и поэтому сопровождались умственными занятиями и художественно-изобразительной деятельностью. Научное обоснование движению трудовой школы дал немецкий педагог
Георг Кершенштейнер (1854—1932). В работе «Понятие трудовой школы» он доказывал, что в эпоху разделения труда, сопутствующего развитию культуры, каждый человек должен иметь профессиональную специализацию. Задачи школы: обеспечение учащихся профессиональной подготовкой с приданием ей нравственного значения и воспитание гражданина-патриота, школа должна организоваться по типу трудовой общины. Основные принципы организации школы К. изложил в 1908г. в докладе «Школа будущего – трудовая школа»: подготовка детей из народа, осн. цель – выработка трудовых навыков, воспитание дисциплины. Ручной труд вводился как самостоятельный учебный предмет. В работе «Понятие гражданского воспитания» изложил теорию гражданского воспитания: народная школа и гос. армия – наиболее действенные гос. воспитательные институты. Начало 20в. – быстрое распространение школ с трудовым уклоном в Европе, включая Россию, Азии.
1903 г. - работа В.А. Лая «Экспериментальная дидактика», изложил свои требования к трудовой школе. Рассматривал труд не как учебный предмет, а как принцип преподавания всех учебных дисциплин. Ручной труд должен вводиться в школу как средство умственного, физического, духовного развития. Назвал свою теорию «школой жизни». Пытался создать педагогику действия.
Исходный пункт не книги, объяснения учителя, не один лишь интерес, воля, труд, но полная жизнь ребенка с ее гармоническим разнообразием реакций. В основе обучения – последовательность восприятия, умственной переработки воспринятого, внешнего выражения представлений с помощью рисунка, опытов. Труд – заключительное звено процесса взаимосвязанных реакций. особую роль Лай отводил выражению, которое и являлось собственно действием, направленным на приспособление ребенка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным. Это приспособление ребенка было основной задачей школы действия. Книга Лая «Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры»: цель школы – создать для ребенка простор, где он может жить и реагировать на окружающее, она должна быть для него общиной, моделировать природную и социальную среду. Практические и творческие работы школьников в лабораториях, мастерских, театрализованные представления, лепка, рисование, игры, спорт в рекомендациях Лая приобретали главенствующее значение по отношению к систематич. образованию. 1910г. – собрание учителей в Страсбурге, доклад Лая о пед. течениях, предложение разграничить понятия «школа труда» - производительный труд и «школа действия» - разносторонняя деятельность, в котор. входит как составная часть и производительный труд.