Что касается энергии как объекта права, отметим: при описании предмета договора в доктрине, как правило, раскрываются такие его характеристики, как качество, количество. Однако эти категории свойственны не только энергии, но и иным объектам права (услугам, работам, вещам, ценным бумагам) и не могут влиять на правовой характер энергии как объекта права.
Гражданский кодекс РФ в числе объектов гражданского права напрямую энергию не называет (ст. 128). При этом договор энергоснабжения законодатель отнес к разновидностям договора купли-продажи, в соответствии с которым продавец обязуется передать вещь (товар) в собственность покупателю, а последний обязуется принять этот товар и уплатить за него установленную договором цену (п. 1 ст. 454 ГК РФ). Очевидно, что с учетом такой конструкции отечественный законодатель применяет к отношениям, возникающим по поводу энергии, правовой режим, установленный для вещей.
Товаром в договоре энергоснабжения выступает энергия. Она может быть воплощена в различных носителях. Однако, собственно эффект покупатель получает не от носителей, а от того объема энергии, который эти носители выделяют (несут в себе).
Фактический объект- неосязаемый. Его невозможно без специальных технических устройств учесть и передать. Поэтому отличительной особенностью является обязательное наличие технической инфраструктуры- сетей, через которую товар (энергия) будет передаваться.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ договором энергоснабжения регулируются лишь такие отношения снабжения через присоединенную сеть,когда через неё передаётся энергия, а не любые ресурсы или товары.
В зависимости от вида энергии возможно заключение договоров электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и т.д.
Характерной особенностью договора энергоснабжения по равнению с общими положениями о купле - продажи является не свойственная обязанность абонента принять «товар», то есть обусловленное договором количество энергии. Обычная для таких видов купли-продажи, как поставка, контрактация и т. д., указанная обязанность договору энергоснабжения не присуща. В отличие от общих условий договора купли-продажи, договор энергоснабжения не содержит требования о «передачи товара в собственность». Кроме того, предлагаемая ГК РФ модель правового регулирования энергоснабжения ампутирует у абонента правомочие распоряжения в отношении энергии. Ст. 545 ГК РФ обязывает абонента, при передачи энергии субабоненту, получить согласие энергоснабжающей организации. Такое положение абсолютно не свойственно отношениям права собственности, но достаточно характерно для модели уступки права (хотя и требует лишь уведомление должника).
По сути, использование в праве понятия «товар» и распространение его содержания на многие объекты гражданского права есть построение юридической фикции.