VII-VI века – это период ряда открытий и усовершенствований во всех отраслях античного производства, это период перехода к чеканке монеты, выделения особой общественной прослойки – представителей торгового и ростовщического капитала – купцов и перекупщиков, становящихся посредниками между производителями и потребителями.Торговое развитие Греции приводит к образованию торгового и военного флота, и инициатива морского судостроения в этот период принадлежит Коринфу, где впервые сооружается быстроходное греческое судно – триера. Чекан монеты с несомненностью показывает тот же процесс развития хозяйственной жизни с переходом от натурального и случайного обмена товаров к денежному и систематическому. В VII в. начинают чеканить монету города Малой Азии – Халкида, Эретрия и Эгина, а затем уже чекан монеты охватывает все большее количество греческих государств. В Афинах, хотя во время Солона монета уже чеканилась, однако была еще настолько редка, что солоновское разделение граждан на четыре имущественных класса базировалось не на денежном имуществе, а на количестве мер хлеба и метретов масла и вина.
Ремесленники в связи с ростом спроса на их изделия не только в местах их работы, но и в колониях начинали играть все большую и большую роль. В политическом отношении они еще обойдены Солоном, так как при Солоне только еще начинается приток в Афины метеков-ремесленников и переключение на занятие ремеслом безземельных афинских граждан. После удаления Солона от власти ремесленники уже принимают активное участие в борьбе за власть, выставляя своих кандидатов на управление государством. Их поддерживает тирания, клисфеновская же реформа, окончательно опрокинувшая родовые гнезда аттических землевладельцев, открывает метекам-ремесленникам доступ в число граждан и вместе с тем к политической жизни.
Организация керамического производства с вывозом керамической продукции в качестве тары или в виде художественных произведений рано потребовала более крупного производства с применением рабской силы. Строительные работы, расцвет которых начинается с периода тирании, также требовали большого количества рабочих рук и, вероятно, не обходились без участия рабов. Эти строительные работы предпринимались в больших размерах:водопроводные работы, постройка храмов, городских стен, гаваней и пр.
Развитие общественного богатства, развитие торговли и ремесленной деятельности было теснейшим образом связано с ростом рабства как системы эксплуатации, а рост рабства в свою очередь стимулировался дальнейшим развитием греческой промышленности и торговли. Местная, ограниченная узкими локальными рамками, жизнь греческих городов-государств далеко выходит за пределы своих территориальных границ и устремляется во-вне.
Внешняя торговля теперь доминирует над внутренней. Возникают все чаще споры из-за торгового влияния, все чаще заключаются мирные и торговые договоры между городами; система проксении превращается в политический институт, становясь официальной защитой торговых интересов государства. Здесь ремесло уже занимает не последнее место в процветании городской жизни, и возникает своеобразная конкуренция отдельных городов между собой за возможно большее привлечение к себе иностранных ремесленников, так как своих рук уже не хватало
С VI в. афинская промышленность (и особенно афинские керамические изделия) начинает играть все большую роль в системе экономических отношений греческих городов-государств. Последствия Персидской войны и организация первого афинского морского союза создают прочную основу не только для политического, но и экономического процветания Афин. Союзные взносы, поступающие регулярно в афинскую государственную казну, прочная связь с восточными колониями, сильный флот и прекрасно оборудованная морская гавань Пирей(город в Греции, на Эгейском море, административный центр нома Аттики; входит в состав Больших Афин. Главный внешнеторговый порт Греции) создают все условия для такого расцвета афинского хозяйства. Афины становятся с этого времени самым мощным в Греции рабским и хлебным рынком, а рабы и хлеб были главными и наиболее необходимыми товарами, в которых нуждался в той или иной мере каждый греческий центр. Строительные работы, широко развертываемые Периклом, военное производство, требовавшее постоянно большого количества рабочих рук, и различные ремесла, широко развивающиеся в Афинах, вызывали постоянный массовый прилив в Афины рабов и иноземцев – ремесленников и купцов.
По сравнению с этим наплывом иноземного и рабского элемента, в круг деятельности которых преимущественно входили занятия ремеслами и торговля, роль и место афинских граждан в обеих этих профессиях относительно невелики. В торговле они занимаются преимущественно торговыми ссудами, в промышленности – содержанием отдельных рабов-ремесленников, реже – рабских мастерских. Главной областью их деятельности остаются земледельческие работы, активное участие в общественно-политической жизни афинского государства и военное дело.
Однако некоторые профессии, требующие особой квалификации и природных дарований, как например скульптура и архитектура, сохраняют свой почетный характер и не унижают звания гражданина, занимающегося этими работами. Но представление о том, что афиняне вообще не занимались ремесленными работами, было бы ошибочным. Если в идеале гражданин не должен иметь с ремеслом ничего общего, то на практике безземельные афиняне, обратившиеся к ремесленным работам еще со времени Солона, продолжали свои занятия, и демократическая политика Афин V в. культивировала занятия граждан ремеслами, так как нужда в квалифицированных работниках и необходимость дать средства к жизни незанятому населению волей-неволей принуждали к этому. Но тем не менее понятие о менее позорных и более позорных ремеслах было довольно развито, и в целом ряде ремесел участие гражданина исключалось.
К последним, например принадлежало кожевенное дело, в которое входили снятие шкур с животных, выделка и даже окраска кожи. Кожевенные мастерские, как правило, помещались за городской чертой, так как, по выражению афинян, от них «слишком воняло», и даже метеки-иноземцы пренебрегали этим занятием. Оно было предоставлено рабам-вольноотпущенникам, которые вообще составляли кадры для работы в наиболее низких, с точки зрения афинского общества, ремесла.
Эксплуатация труда рабов шла по трем основным линиям: 1) непосредственная эксплуатация раба, 2) отдача рабов в наем на краткий срок или более продолжительный срок и 3) отпуск раба на оброк. В последнем случае раб вел самостоятельное хозяйство или лично нанимался к другому рабовладельцу, выплачивая своему хозяину точно установленную сумму сл своего дохода.
Если в горном деле вторая форма, т.е. отдача рабов в наем, занимала очень большое место, то все же основной и преобладающей формой греческой промышленности был тип мелкой рабской мастерской. Рабские мастерские существовали во всех отраслях греческой промышленности. По литературным и эпиграфическим свидетельствам, в большинстве случаев очень кратким, мы встречаемся с портняжными, ламповыми, оружейными, кроватными, обувными, парфюмерными, горшечными, кожевенными, металлургическими мастерскими, а также с мельничным производством, с мастерскими музыкальных инструментов. Во главе таких мастерских стоял сам рабовладелец в качестве участника в работах или надзирателя за рабами; иногда мастерские передавались доверенным рабам-надсмотрщикам. Обычно эти мастерские объединяли в одном помещении от 10 до 12 рабов, тогда как мастерские с большим числом рабов, как например оружейная мастерская отца Демосфена с 32-33 рабами, его же кроватная мастерская с 20 рабами, мастерские со 100 и больше рабами (мастерская щитов Кефала), были редкостью.владелец рабской мастерской часто был одновременно и купцом и ростовщиком, а иногда и землевладельцем.