Политика НЭПа могла стабилизировать положение в экономике, создать устойчивый, постепенный рост. Но она не могла вывести страну на качественно новый виток развития, обеспечить индустриальную и военную мощь на уровне передовых государств. К тому же НЭП предусматривал рыночную составляющую и наличие «эксплуататоров» в городе и деревне, что расходилось с идеалами коммунизма.
Партия начала политику индустриализации, курс на которую был принят XIV съездом партии (декабрь 1925 г.). Единственным серьезным источником инвестиций для развернувшегося массового строительства промышленных предприятий была деревня. Коллективизация означала, фактически, возвращение к внеэкономическим методам принуждения крестьян к труду. За счет этого, невзирая на общее сокращение сельскохозяйственного производства, государство стало получать огромные дополнительные доходы.
Принципиально новой была технология реализации индустриализации. В ее основе лежали пятилетние планы развития народного хозяйства СССР. Первый пятилетний план был принят в мае 1929 г. V съездом Советов. До войны успели принять три пятилетних плана. И хотя по факту, пятилетки выполнялись далеко не полностью, они создавали большие стратегические преимущества в развитии народного хозяйства. В годы первой пятилетки (1929—1932 гг.) было построено свыше 1,5 тыс. фабрик и заводов, в годы второй (1933—1937 гг.) — 4,5 тыс. В итоге к концу1930-х гг. СССР превратился в мощную, индустриально развитую державу, вполне конкурентно способную по сравнению с ведущими странами Запада.