Термин «страта» возник как более или менее подходящая статистическая категория. Смысл его состоит в следующем. Проводя группировку людей по одному из показателей социального положения, например, по образованию, выделяют типичные группы:
1) с высшим образованием; 2) со средним специальным; 3) средним общим; 4) неполным средним; 5) начальным; 6) без образования. Между представителями разных образовательных групп существует определенная социальная дистанция, и группы по уровню образования как бы расположены друг над другом, подобно геологическим слоям. Эти группы и обозначили стратами. Следовательно, социальными стратами называются группы людей, выделенных по одному из отдельно взятых признаков положения в обществе и отличающиеся от представителей других групп только интенсивностью данного признака.
Как видим, этому термину довольно трудно придать какой-либо идеологический смысл. Собственно, он был введен в научный аппарат лишь для того, чтобы не смешивать «группы одного признака» со слоями, классами, категориями и др. Но надо признать, что обвинения в подмене классов страхами не беспочвенны. Дело в том, что при группировке по нескольким признакам, скажем, образованию и профессии, появляются новые, смешанные таксоны. Их стали также обозначать стратами, но с указанием числа признаков (страты - 2, страты - 3, страты - n). При полном наборе признаков социального положения, – а они должны быть обоснованы теоретически и методологически, т.е. операционализированы, – страха из статистической категории превращается в класс – категорию иного социально-экономического уровня. Возникает вольная или невольная двусмысленность. Для ее избежания некоторые социологи (У.Л. Уорнер) термин «страта» не использовали. В статистике доходов широко используются группировки в виде 10-процентных распределений: децилей (10-процентные) и квинтилей (20-процентные распределения). Их также иногда называют «имущественными стратами». Однако эти термины не совпадают по объему. Рассмотрим эти группы на пример ре бюджетных обследований. Для изучения семейного бюджета (доходов и расходов) Министерство статистики и анализа Беларуси из генеральной совокупности всех семей (3,6 млн.) ежегодно изучает 5 тыс. семей. Выборка формируется по критериям состава семьи, числа иждивенцев, места проживания и другим, на основе добровольности и анонимности. По результатам обследований (квартал, год) все семьи ранжируются по уровню доходов и делятся на 5 (квинтили) или 10 (децили) равных групп. Для каждой процентной группировки рассчитываются средний доход, вариации признака и другие статистики, а также, отношение между высшей и низшей группами, называемое индексом неравенства.
Эти группировки, хотя и отражают дифференциацию по доходу, стратами не являются, поскольку совокупность делится механически на равные части. Для того, чтобы выделить собственно страты необходимо использовать более строгий критерий. Им может служить величина прожиточного минимума (минимального потребительского бюджета) и кратные величины.
Так, по данным Минстата Беларуси за III квартал 1997 г. выделялись следующие страты (по показателю располагаемых ресурсов (дохода) на члена семьи):
1. До 0,7 млн.руб. – 7,3% семей; 2. От 0,7 до 1,1 млн.руб. – 23,2%; 3. От 1,1 до 1,3 млн.руб. – 13,4%; 4. От 1,3 до 1,7 млн. руб. – 22,4%; 5. От 1,7 до 2,1 млн.руб. – 13,4%; 6. От 2,1 до 2,9 млн.руб. – 12,7%; 7. От 2,9 до 3,7 млн.руб. – 4,3%; 8. От 3,7 до 4,5 млн.руб.— 1,6%; 9. Более 4,5 млн.руб.— 1,7%.
При квинтильной группировке в нижний (первый) квинтиль (20%) включаются все представители первой страты плюс 12,7% из второй; во второй – оставшиеся 10,5% из второй страты плюс 9,5% из третьей; в третий – 3,9% из третьей страты плюс 16,1% из четвертой; в четвертый – 6,3% из четвертой плюс вся пятая (13,4%), плюс 0,3% из шестой в пятый – шестая—десятая страты.
Как видим, квинтили существенно изменяют реальную картину стратификации, прежде всего за счет объединения верхних страт. Если учесть, что самые богатые семьи в выборку обычно не попадают, то фактическое расслоений уменьшается в 1,5-2 раза. Этот момент необходимо учитывать при использовании процентных группировок (квинтилей, децилий) и индексов неравенства, рассчитанных на их основе.
В работах по теории социальной стратификации встречаются два значения понятия «класса». Во-первых, статистическое. Класс – это группа людей, выделенных в результате многомерной классификации по всем эмпирическим признакам социального положения. Во-вторых, социологическое. Здесь нет единого мнения. Так, по Смелзеру, «класс – это большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу». Ф. Котлер приводит определение общественных классов как «сравнительно стабильных групп в рамках общества, располагающихся в иерархическом порядке и характеризующихся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения».
В теории стратификации существует два подхода к обозначению (именованию) общественных классов. Первый связан со статистическим анализом. Поскольку в этом случае классы представляют собой таксоны (каждая позиция описывается обобщенным социально-экономическим индексом), то вполне допустимо их просто пронумеровать. Так образуется шесть классов (У. Уорнер): 1) высший высший, 2) высший низший, 3) средний высший, 4) средний низший, 5) низший высший, 6) низший. Как видим, названия абстрактны, но они становятся содержательными при указании профессий, должностей и других характеристик лиц, вошедших в каждый из таксонов (классов). Такое обозначение кажется непривычным, но оно реально. При высоких показателях мобильности в современном обществе состав классов подвижен, и их персонализация через название может ввести в заблуждение. Второй подход традиционен, идущий от тех времен, когда социальное положение определялось происхождением и наследовалось, а перемещения отсутствовали или не играли существенной роли (касты, сословия). По аналогии (хотя и с оговорками) в теории стратификации выделяются следующие классы: 1) высший класс профессионалов, администраторов; 2) технические специалисты среднего уровня; 3) коммерческий класс; 4) мелкая буржуазия; 5) техники и рабочие с руководящими функциями; 6) квалифицированные рабочие; 7) неквалифицированные рабочие. Насколько адекватны эти обозначения, все ли группы «вмещаются» в данную классификацию, соответствуют ли они самоидентификации людей (например, кто называет себя в настоящее время «мелкий буржуа») и др. – все эти (вопросы являются дискуссионными в рамках самой теории стратификации, не говоря о ее критиках. Для социологии обозначение классов – дело второстепенное, главное – достоверное описание социальной дифференциации, ее влияние на cтабильность и развитие общества, прогнозирование социальных изменений и их последствий.