Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной. Верховная власть – законодательная, военная, судебная принадлежала великому князю, занимавшему главный киевский стол. Он был военным предводителем, верховным судьёй, получателем и распределителем дани. Великий князь занимал главный стол по правилу родового старшинства (т.е. не всегда по наследству от отца) и являлся старшим среди равных. Это же правило определяло и смену князей в подчинённых Киеву городах и землях. Верховная княжеская власть имела форму родовой, коллективной (не монархической). Князья-вассалы и наместники великого князя управляли внутри своих владений – волостей как независимые государи. При великом князе существовали княжеская дума (из старших дружинников – бояр) и совет старейших. Опорой княжеской власти была дружина. Отношения между князьями и дружиной основывались на их взаимозависимости и равноправии. В своей службе князю бояре (потомки родоплеменной знати, старшие дружинники), были совершенно свободны и могли покинуть княжеский двор и перейти на службу к другому князю. Вооружённые силы великого князя составляли его дружина, войска вассальных князей, народное ополчение. По численности преобладало народное ополчение, продолжавшее играть важную, а нередко и решающую роль. Организация мужского населения городов определялась прежде всего военными задачами (отсюда деление его на десятки, сотни, тысячи во главе с командирами). Основными функциями великокняжеской власти являлись сбор дани (полюдье), суд, оборона, военные походы, внешняя торговля, дипломатия.
Важную роль в жизни ведущих городов (и их земель) играло активно действовавшее в IX-XI вв. вече – народное собрание свободных горожан-мужчин. Оно призывало князей, заключало договор с ними, могло изгнать их, принимало решение о начале войны, контролировало администрацию и судопроизводство. Авторитет вече опирался не только на устойчивую традицию народного самоуправления (восходившую к первобытной демократии), но и на силу вооружённого народа – народное ополчение. В последующем, с конца XI в., по мере ослабления и распада великокняжеской власти (в удельный период) в одних городах (Новгород, Псков) роль вече ещё более возрастала, в других, напротив, угасала (Владимир, Суздаль, Галич).
Экономический строй. Некоторые авторы относят возникновение феодального землевладения к IX-X вв., но большинство полагает, что тогда оно только зарождалось в форме отдельных княжеских сёл. Князья жаловали своим слугам не земельные угодья как таковые (не было ещё стимула к возделыванию земли, не меньшую ценность имели богатства земли), а власть над людьми и право сбора налогов. Система налогов, повинностей с определённой территории была более значима и развита, чем медленно формировавшееся феодальное землевладение. Сбор дани с местного населения осуществлялся во время полюдья (похода князя с дружиной), собранную дань князь делил между дружинниками. Такой порядок вместе с неразвитостью товарно-денежных отношений способствовал тому, что феодальная аристократия не обособлялась от правителя на местах (как это происходило в Западной Европе), а сосредоточивалась в городах при княжеском дворе и, таким образом, господствовала коллективная, государственная форма феодальной собственности. В этом состояла особенность экономического строя раннефеодального общества.С середины XI в. возникает и развивается частное землевладение в форме феодальной вотчины (на землях, пожалованных князем своим дружинникам и передававшихся по наследству от отца к сыну), быстро растёт церковное и монастырское землевладение. Но до середины XIII в., тем не менее, преобладают государственно-феодальные формы землевладения.
Социальный состав населения. Численность населения Киевской Руси составляла, по имеющимся оценкам, примерно 5 млн. человек (в Англии – 1,7 млн.). Высшие слои древнерусского общества представляли князья, бояре (древнего и нового происхождения), старшие дружинники, крупные собственники, богатые купцы. Средние слои составляли рядовые дружинники (молодшие), ремесленники, владельцы небольших имений, рядовые купцы. К низшим слоям относилась большая часть сельского и городского населения. Оно делилось на свободных, полусвободных (зависимых) и несвободных (невольников). Свободное сельское население, обязанное только данью, а также рядовые свободные горожане именуются людьми. Следует отметить, что в течение всего домонгольского периода численно преобладали свободные крестьяне – общинники. Лично зависимое население вотчин, а также рабы-слуги назывались челядью и холопами. Смердов большинство исследователей считает несвободными или полусвободными княжескими данниками, сидевшими на земле и несшими повинности в пользу князя. Во второй половине XI в. появляется категория полусвободных закупов – людей, оказывавшихся в зависимости от землевладельца за долги, обязанных работать на господина до возвращения долга, но сохранявших своё хозяйство. Челядь и холопы являлись полной собственностью господина, предметом торговли и выполняли наиболее тяжёлую работу. Источниками холопства были пленные, не выполнившие долговых обязательств закупы, добровольное холопство. Изгоями называли людей, лишившихся своего социального статуса.
Принятие Христианства
Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.). Особенно важное значение имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”.
“Возвратившись в Киев, она старалась просветить сына князя Святослава, но получила ответ: “Могу ли один принять новый закон, чтобы дружина не смеялась надо мной?”
Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды. “Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином” (Н.М. Карамзин).
Дело крещения Руси облегчалось внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежников — Варды Склира и Варды Фоки. В этих условиях императоры-братья Василий Болгаробойца и Константин обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны.
Императоры не выполнили своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. “Воротясь в столицу, Владимир приказал истреблять кумиров и истуканов, а народ был крещен в Днепре”. (Н.М. Карамзин).
Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Как отмечал известный историк феодализма С.В. Бахрушин, христианизация растянулась на ряд десятилетий.
Принятие христианства на Руси в православной традиции — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.
Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.
Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. Церковные учреждения наряду с князьями имели крупную земельную собственность. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда.
Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.
Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.
Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.
Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в. Как записано в летописи: “Дивно же есть се, колико добра створил Русьстей земли, крестив ю”.