В 1905 году Булыгину было дано задание на разработку некоего представительного органа и к разработке приступили в феврале, а закончили в августе. Результат – принятие манифеста “О государственной думе” утверждающей порядок ее избрания и т.п. Но государственная дума не была создана так как она должна была быть в проекту чисто законосовещательным органом (то есть если закон отвергался думой, это не означало что царь не мог его принять).
Избираться такая дума должна была по куриям: - дворянская курия; - крестьянская; - городская.
Но принятие этого закона не принесло ожидаемого результата, а даже напротив – усилила революционное движение, так как выборы в такую булыгинскую думу был бойкотированы многими социалпартиями.
В результате – в октябре 1905 года – всеобщая стачка, которая парализовала все движение и ее поддержали очень значительная часть населения. В ответ и был принят манифест 1905 года:- даровал основные политические свободы гражданам России (слова, собрания, совести, организаций, …); - изменился статус государственной думы:
1/ законодательный орган (без него ни один закон не проходит); 2/должны быть представлены те классы, которые раньше не были; 3/получает контроль за деятельностью исполнительной власти.
Этот манифест удовлетворил некоторую часть бастующих, так как это был реальный шаг к переходу к ограниченной конституционной монархии. В декабре 1905 года появились ряд положений, которые ограничивали цензуру (о повременной и не повременной печати), разрешали (при определенных условиях) создания союзов и т.п.
Это все повлияло на революционное движение, которое пошло на спад, но не прекратилось и в борьбе с ним использовали все тот же закон 1881 года “О чрезвычайном положении”, то есть принятые положения не реализовывались в местах с объявленным чрезвычайным положением, что вызывало недовольство.