Структура преступного деяния. Изложение общего понимания преступного деяния по мусульманскому уголовному праву представляет известную сложность из-за, по сути, отсутствия в уголовно-правовой доктрине сколь-нибудь общего учения о преступлении. Господствующая в доктрине точка зрения сводится к тому, что выработать общие для всех преступлений постулаты, относящиеся к физическому и психическому компонентам наказуемого деяния, сложно, если не невозможно. Первым элементом преступного деяния является внешний, объективный, физический его элемент. В отсутствие обобщенных конструкций точность и подробность изложения объективного компонента преступления приобретает особую значимость, и здесь мусульманское уголовное право действительно в большинстве случаев весьма подробно формулирует соответствующие правила, тесно переплетая их с доказательственными нормами. Вторым элементом преступного деяния по мусульманскому уголовному праву является психический элемент, элемент намерения, 'амд, в совершении преступления (слово «намерение» понимается здесь пока что в самом широком смысле, как вообще психическая деятельность лица, связанная с совершением преступления). Соответственно каждое преступное деяние связывается с определенным ему намерением. При этом неосторожно совершенное деяние либо вовсе не рассматривается как преступное, либо (как в посягательствах на жизнь и здоровье) карается исключительно денежным наказанием.
Соответственно каждое преступное деяние связывается с определенным ему намерением. При этом неосторожно совершенное деяние либо вовсе не рассматривается как преступное, либо (как в посягательствах на жизнь и здоровье) карается исключительно денежным наказанием.
Можно наметить несколько наиболее значимых обстоятельств (условий), исключающих уголовную наказуемость деяния :малолетие лица, совершившего преступление, также приобретение способности разумного суждения. невменяемость лица. Что касается привычных оснований к исключению преступности деяния, то первым, бесспорно, необходимо отметить самооборону.
Принуждение (т. е. воздействие на человека угрозой непосредственного применения физического насилия) полностью исключает уголовную наказуемость таких совершенных принуждаемым преступлений, как хищение, прелюбодеяние, употребление алкоголя и т. п. Совершение намеренного убийства (катлъ алъ-'амд) под принуждением образует для принуждаемого преступление категории та'азир, а принуждающий несет ответственность так, как будто сам исполнил деяние, за преступление категории кисас. Для действительности ссылки на принуждение требуется, кроме того, чтобы принуждающий был способен осуществить свою угрозу, а принуждаемый — верил в ее реальность.
19.