Вопросы 38-39
Вопрос 38
Нечто похожее на гражданский брак существовало еще в Древнем Риме, где правом допускалось внебрачное сожительство мужчины и женщины - конкубинат - «естественный», «дикий брак». Конкубинат определялся как сожительство, «дозволенное законом». Это означало, что отсутствовали законные препятствия к вступлению в брак (близкое родство, состояние в не расторгнутом браке и т. д.).
Однако лица, находившиеся в такой связи, не пользовались супружескими правами, в том числе и правами на имущество. Конкубинат порождал правовые последствия лишь в отношении рожденных в таком сожительстве детей: за ними признавались права на алименты от отца и на ограниченное наследственное право по отношению к отцу.
Особый вид узаконения упоминается еще у Гая (Inst., I, 67) под именем error's probatio. Он говорил, что если римский гражданин (civis) по ошибке женится на латинке или перегринке, принимая ее за римскую гражданку, и от этого брака родится сын, то сын не поступает под patria potestas, а становится латинцем или перегринцем, т. е., следует состоянию матери. Объясняется это тем, что дети в Риме принимали состояние отца только тогда, когда оба родителя выступали в качестве полноправных граждан, connubium.
Однако в данном случае сенатское постановление дозволяло отцу доказывать свою ошибку, и с этого момента (как только заблуждение будет доказано) его жена и сын получали римское гражданство, т. е., сын поступал под patria potestas. Такой вид узаконения существовал до тех пор, пока Юстиниан не уничтожил окончательно различие между civis и latinus, сделав всех свободных подданных cives romani.
Римскому праву были известны три формы узаконения:
1) legitimatio per oblationem curiae, т. е., путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом;
2) legitimatio per subseguens matrimonium, т. е., путем последующего брака родителей;
3) путем издания специального императорского указа.
Кроме того, отцовская власть могла быть установлена не только над детьми, рожденными в браке, но и над чужими детьми путем усыновления. Существовало два вида усыновления, а сами его формы различались в зависимости от того, шла ли речь об усыновлении persona sui juris или persona alieni juris. Первый вид усыновления назывался в римском праве arrogatio. Оно осуществлялось публично в народном собрании, с участием как усыновителя, так и усыновляемого.
При этом усыновителем и усыновленным могли быть только лица, которые имели право участвовать в народном собрании. К числу таких лиц не принадлежали женщины и несовершеннолетние, следовательно, они не могли быть усыновителями и усыновленными.
Кроме того, поскольку правовая природа усыновления была определена и выражалась в том, что adoptio naturum imitatur, т. е., усыновление подражает природе, то предъявлялись определенные требования к кандидатам в усыновители.
Эти требования сводились к следующему: между усыновителем и усыновленным обязательно должна быть разница в возрасте, составляющая 18 лет, усыновителем мог быть лишь тот, кто сам является persona sui juris (лицо своего права), так как из лиц чужого права самостоятельным был лишь глава семьи (pater familias), так как отцовская власть принадлежала только ему. После того как все обстоятельства были исследованы и было установлено, что кандидаты отвечают всем требованиям, народному собранию, как единственному законодательному органу в Риме, предлагалось рассмотреть и решить вопрос об усыновлении. Если вопрос решался положительно, то это означало, что процедура усыновления считалась iussus populi, т. е., законом. В дальнейшем необходимость в санкционировании усыновления народным собранием была отменена, усыновление производилось частным образом с публичным объявлением о нем. Процедура усыновления состояла в публичном оформлении соглашения усыновителя с усыновленным. С момента прекращения созыва народных собраний arrogatio производится per rescriptum prinsipis, т. е., путем оформления рескриптом. правомерный законодательный конкубинат
Второй вид усыновления в Риме, усыновление persona aleni juris, назывался adoptio и означал, по сути дела, смену главы семьи, которому подчинялся подвластный. Такое усыновление влекло разрыв кровных связей с прежней семьей и создавало кровные узы с семьей усыновителя.
Adoptio совершалось так же, как и emancipatio, путем использования Законов 12 таблиц о троекратной emancipatio. Согласно этим правилам, процедура усыновления слагалась из двух этапов: на первом происходило освобождение подвластного из-под отцовской власти, под которой он находился до сих пор, а на втором подвластный вступал под власть усыновителя. Для освобождения от власти подвластного сына необходима была его троекратная фиктивная продажа, с последующим освобождением мнимым покупателем.
В данном случае подвластный лишь выходил из-под власти, не становясь при этом усыновленным. Поэтому, после того как «продажа сына» совершалась в третий раз, «покупатель» не отпускал его на «свободу», а выступал в качестве ответчика по иску vindicatio in patriam potestam. Такой иск предъявлял усыновитель по заранее достигнутой с ним договоренности. Он являлся вместе с подвластным к претору, где позитивно или путем молчания признавал иск, после чего претор объявлял подвластного состоящим под patria усыновителя.
Вопрос 39 УЗАКОНЕНИЕ И УСЫНОВЛЕНИЕ. ФОРМЫ УСЫНОВЛЕНИЯ
Узаконение — признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака.
Способы узаконения:
1) путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом;
2) путем последующего брака родителей внебрачного ребенка;
3) путем издания специального императорского указа (рескрипта);
4) путем зачисления сына в члены муниципального сената, а дочери — выдачи замуж за члена муниципального сената.
Усыновление — способ установления отцовской власти (patria potestas) над чужими детьми.
Формы усыновления:
1) arrogatio — усыновление persona sui iuris (семейно самостоятельных лиц). Первоначально производилось публично в народных собраниях (куриатных комициях), затем императором и судом, но важно было, чтобы об усыновлении было публично объявлено;
2) adoptio — усыновление persona alieni iuris (семейно подвластных лиц). Означало смену paterfamilias (отца семейства), которому подчинялся подвластный. Влекло разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.
Процедура adoptio:
— освобождение подвластного от власти отца семейства (patria potestas), под которой он находился, для чего была необходима троекратная фиктивная продажа с последующим освобождением мнимым покупателем. Досрочное освобождение из-под отцовской власти в древнюю эпоху могло быть и при посвящении дочери в весталки, а сына — во фламины, в период империи — при назначении на высшие государственные либо церковные должности;
— вступление под власть отца семейства (patria potestas) усыновителя путем иска vindicatio in patriam potestam (виндикационного иска, возникающего из отцовской власти). После того как продажа ребенка совершалась в третий раз, мнимый покупатель не отпускал его на свободу и выступал в качестве ответчика по указанному иску, который к нему согласно достигнутой заранее договоренности предъявлял усыновитель. Усыновитель вместе с подвластным являлись к претору, где позитивно или путем молчания признавали иск, после чего претор объявлял подвластного состоящим под patria potestas усыновителя. Adoptio, будучи, в отличие от arrogatio, частноправовым актом, не содержало ограничений для усыновления совершеннолетних и женщин, тем более что освобождение женщины от patria potestas наступало уже после однократной «продажи».
При Юстиниане описанная процедура была заменена заявлением перед судом: adoptio совершался путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого. А усыновленный продолжал состоять под patria potestas родного отца, становясь лишь законным наследником усыновителя.
Условия усыновления:
— усыновлять могли только мужчины (женщины — лишь для возмещения потери сына);
— усыновитель должен быть persona sui iuris (семейно самостоятельным лицом). Подвластные не могли быть усыновителями в связи с тем, что в то время за все совершаемые сделки ответственность за них нес их домовладыка;
— усыновитель должен быть старше усыновляемого на 18 лет;
— при arrogatio усыновитель должен быть не моложе 60 лет.
В императорский период был отменен запрет на усыновление детей, не достигших совершеннолетия.