- Между клинической и патопсихологической квалификацией симптомов психических нарушений существуют значительные различия.
- Клиницист рассматривает болезненную продукцию с позиций логики болезни. Для него единицей рассмотрения являются отдельные болезненные формы, имеющие свою этиологию, патогенез, клинику психических нарушений, течение и исход, а также отдельные симптомы и синдромы. Клинические симптомы рассматриваются клиницистом как внешние проявления патофизиологических процессов.
- Что же касается психологических механизмов этих нарушений, то их рассмотрение находится на периферии интересов врача.
- Иной подход характерен для патопсихолога, который за клиническими симптомами ищет механизмы нарушений нормальной психической деятельности. Поэтому для психолога характерно сравнительное изучение нормальных и патологических закономерностей протекания психических процессов.
- Иными словами, патопсихолог при квалификации патологического симптома обращается к моделям нормальной психической деятельности, клиницист же квалифицирует те же нарушения с точки зрения патофизиологии. Это не значит, что клиницист не использует в своей диагностике данных нормы. Он рассматривает их с позиций физиологических процессов. Таким образом, понятие нормы, нормы реакции, присутствует как в клинических, так и патопсихологическом анализе, однако на разных уровнях изучения явления.
Психологические параметры дизонтогенеза (подробнее).
- Функциональная локализация нарушения.
- В зависимости от последней целесообразно различать два основных вида дефекта:
- Частный, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи.
- Общий, связанный с нарушением регуляторных систем, как подкорковых, при дисфункции которых наблюдаются снижение уровня бодрствования, психической активности, патология влечений, элементарные эмоциональные расстройства; так и корковых, обусловливающих дефекты интеллектуальной деятельности (недостаточность целенаправленности, программирования, контроля), нарушения более сложных, специфически человеческих эмоциональных образований.
- В нормальном онтогенезе имеется определенная последовательность в формировании мозговых механизмов психической деятельности. Развитие отдельных корковых анализаторов не только обгоняет созревание лобных регуляторных систем, но и прямо влияет на формирование последних.
- Общие и частные нарушения выстраиваются в определенную иерархию. Дисфункция регуляторных систем влияет в той или иной ступени на все стороны психического развития. Нарушения же частных функций при прочих равных условиях более парциальны и нередко компенсируются сохранностью регуляторных и другихчастных систем.
- При изучении любых нарушений развития требуется обязательный анализ состояния как общих, так и частных нарушений.
2. Время поражения.
- Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явления недоразвития.
- Временной фактор определяется и длительностью периода развития данной функции в онтогенезе. Повреждению чаще подвергаются функциональные системы с относительно коротким временным циклом развития. Так, чаще повреждаются функции, имеющие подкорковую локализацию, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано. Корковые же функции, имеющие более длительный период развития, при раннем воздействии вредности чаще либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаются в своем развитии.
- Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода (0—3 года и 11-15 лет), может обусловить явления регресса — возврата функции на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального, так и стойкого, связанного с повреждением функции.
- Наибольшая вероятность явлений регресса имеется в тех случаях, когда более ранние формы психического реагирования не инволюционируют своевременно, а продолжают сосуществовать с возникшими более сложными формами организации психических процессов.
- Следует, однако, иметь в виду, что регрессу подвержены не только функции, находящиеся в сензитивном периоде. Регрессу могут быть подвержены и функции, уже достаточно прочно закрепленные. Это наблюдается при более грубом вредоносном воздействии: при шоковой психической травме, остром начале шизофренического процесса у ребенка и т. д.
- Явления регресса следует дифференцировать от явлений распада, при котором происходит не снижение функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение.
3.Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.
- Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л. С. Выготский, предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов:
- первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т. д.),
- вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития.
- Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается и сочетание (например, при осложненной олигофрении — недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых).
- В тех случаях, когда субстрат болезненного процесса неизвестен, выделяется не первичный, а «основной» дефект, который определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в общей структуре психической недостаточности при данном заболевании.
- Вторичный дефект является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития.
- Механизм возникновения вторичных нарушений различен. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной — так называемое специфическое недоразвитие. Сюда, например, относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха.
- Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся, как указывалось, в сензитивном периоде.
- Специфичность недоразвития уменьшается по мере удаления от основного дефекта. Чем сложнее психический процесс, чем больше опосредован он рядом межцентральных взаимодействий, тем больше факторов может привести к конечному сходному результату вторичных нарушений. Так, например, нарушение сенсорной стороны речи наряду со специфическими вторичными нарушениями обусловливает и задержку психического развития, которая будет проявляться в замедлении становления логических форм мышления, эмоциональном недоразвитии и т. д.
- В зависимости от места первичного дефекта направление вторичного недоразвития может быть «снизу вверх» или «сверху вниз».
- Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений развития является фактор социальной депривации. Дефект, в той или иной мере препятствуя общению, тормозит приобретение знаний и умений.
- Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями самого психического развития детского возраста.
4. Нарушение межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.
- В нормальном онтогенезе может быть выделен несколько типов межфункциональных отношений. К ним можно отнести следующие:
Явления временной независимости функции.
- Явления временной независимости функции характерны для ранних этапов онтогенеза.
- Л. С. Выготский: до двухлетнего возраста линии развития мышления и речи идут раздельно; позднее, перекрещиваясь, они дают начало новой форме развития.
- В норме состояние независимости функции имеет относительный характер. Оно может наблюдаться на определенном этапе развития по отношению к одним психическим процессам, с которыми в будущем эта функция может оказаться наиболее тесно связанной (например, речь с мышлением).
- В то же самое время те же функции временно вступают в разносторонние связи с другими психическими функциями, которые дальнейшем будут играть для них нередко лишь фоновую роль. Например, роль образных, аффективных компонентов на ранних этапах развития речи ребенка больше, чем в речи взрослого человека.
Ассоциативный тип отношений.
- В качестве ведущего также наблюдается на ранних этапах онтогенеза.
- Разрозненные, разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе временно-пространственной близости.
Иepapxические связи.
- Формируются в процессе усложняющейся предметной деятельности и общения.
- Н. А. Бернштейн: иерархический, многоуровневый тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью.
- Это достигается рядом моментов: выделением ведущих (регуляторных) и фоновых (технических) уровней, а также определенной автономностью фоновых уровней, каждый из которых решает свою «личную» задачу (движение руки пианиста: ведущий уровень создает мотив для двигательного акта и осуществляет его основную смысловую коррекцию — приведение звукового результата в соответствие с намерением; автоматизмы фоновых уровней обеспечивают целевую, силовую и точностную организацию движения, а также участие в нем различных синергий.
- С. Л. Рубинштейн отмечал многоуровневую организацию мыслительного процесса, выделяя в нем «автоматизированные схемы», специфические навыки мышления.
- В результате такой организации ведущий уровень разгружаясь от контроля за технической стороной процесса, имеет широкие возможности для дальнейшего усложнения в развитии.
- В условиях такой автономности нарушения в одном из звеньев при сохранности других ведут к компенсаторной пластичной перестройке психического процесса, а не к нарушению его целостности, как это имеет место при ассоциативном типе организации межфункциональных связей.
- Перестройки и усложнение этих типов связей (временная независимость, ассоциативные и иерархические) протекают в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом гетерохронии — разновременностью формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим.
- В патологии же имеет место нарушение межфункциональных связей.
- Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция, лишенная воздействий со стороны других психических функций, стереотипизируется, зацикливается в cвоем развитии. При этом изолированной может оказаться не только поврежденная функция, но и сохранная, если для ее дальнейшего развития необходимо координирующее воздействие со стороны нарушенной функции. Например, при олигофрении с явлениями гидроцефалии нередко обращают внимание хорошие механическая память и речь. Однако возможности использования этих способностей очень ограничены из-за нарушения, мышления; поэтому хорошее развитие механической памяти выступает изолированно.
- Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности нервной системы характеризуются повышенной инертностью, в результате чего возникают их патологическая фиксация, трудности усложнения, перехода к иерархическим связям. Явления фиксации больше описаны в познавательной сфере в виде различных инертных стереотипов, менее изучены фиксации в аффективной сфере. Патологическая фиксация приводит и к нарушению своевременной инволюции более ранних форм психической деятельности, что замедляет развитие.
- Что касается третьего вида связей, то в патологии наблюдается недоразвитие иерархических координации, нестойкости, регрессе при малейших затруднениях.
- Например, дети с ЗПР, уже освоив простые счетные операции речи, при любом затруднении возвращаются к счете на пальцах. Такое явление наблюдается и в норме однако в патологии оно может носить стойкий характер, требующий специальной коррекции.
- Как уже отмечалось выше, в норме одним из механизмов возникновения новых координации является гетерохрония. В патологии же наблюдается его нарушение, возникновение диспропорции в развитии – явление асинхронии, среди основных проявлени которой можно выделить следующие:
- явления ретардации — незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм. Это наиболее характерно для олигофрении и ЗПР.
- явления патологической акселерации отдельных функций, (чрезвычайно раннее (до 1 года) изолированное развитие речи при раннем детском аутизме)
- сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций (сочетание раннего возникновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы при РДА).